издается с 1879Купить журнал

Разгадан смысл изображения на шкатулке политзаключенного XIX века

07 мая 2024

Музей современной истории России показал шкатулку, изготовленную во второй половине XIX века политзаключенным из Александровского централа. Она украшена метафоричным изображением, смысл которого раскрыли музейные работники.

Заключенные создавали в неволе настоящие шедевры декоративно-прикладного искусства, проникнутые темой свободы.

Музей современной истории России

Заключенные создавали в неволе настоящие шедевры декоративно-прикладного искусства, проникнутые темой свободы.

Как пояснили в музее, обязательный, принудительный, но оплачиваемый труд среди арестантов был введен в Российской империи во второй половине XIX века. Они должны были работать в столярных, слесарных и художественных мастерских, организованных при тюрьмах.

"Предметы декоративно-прикладного искусства, которые заключенные создавали в неволе, проникнуты темой свободы, - объясняют в музее. - Именно так, например, можно объяснить смысл изображения на шкатулке, сделанной политзаключенным из Александровского централа".

Несмотря на солидный возраст, шкатулка хорошо сохранилась. Сейчас она является частью экспозиции "Каторга и ссылка. Жизнь политзаключенных в Российской империи в XIX - XX вв.". На ее крышке изображена женщина в белом одеянии, стоящая под открытым небом в окружении скал и держащая в руке свои цепи.

"Здесь метафорично показано бремя несвободы, тяготившее автора", - считают в музее. К слову, в системе исполнения наказаний до сих пор считается, что труд играет важную роль в процессе исправления осужденных. Кроме того, трудоустройство за решеткой открывает возможность возмещения вреда, причиненного преступлениями.

Во многих колониях страны налажена производственная деятельность. Осужденные изготавливают изделия из дерева, шьют спецодежду, выращивают фрукты и овощи и др. Одной из задач системы исполнения наказаний является восстановление и закрепление у осужденных трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе после освобождения.

Задача адаптации к новым условиям стояла и на свободе, особенно в 1917 году, когда произошли глобальные изменения в государственном строе, политике и экономической жизни России.

"Перед новым государством встали задачи изменить сознание людей, заставить их поверить в новые идеалы, начать доверять новой власти, - отмечают в Музее современной истории России. - Именно для этих целей и начала создаваться и раскручиваться машина агитации и пропаганды, которая впоследствии достигла гигантских размеров и не знала равных в мире".

В частности, в те годы появился специальный план монументальной пропаганды, которой были обязаны заниматься писатели и поэты, художники и скульпторы, деятели театра и кино, а также журналисты. Не остались в стороне и мастера декоративно-прикладного искусства, о чем свидетельствует агитфарфор - фарфор первых лет Октябрьской революции, который также хранится в фондах музея.

"Первые произведения советского художественного фарфора появились уже осенью 1918 года, - поведали в учреждении. - Это были изделия Государственного фарфорового завода в Петрограде, бывшего Императорского фарфорового завода".

Среди экспонатов имеется тарелка с надписью "С высоких вершин науки можно раньше узреть зарю нового дня, чем там, внизу, среди сумятицы обыденной жизни", изготовленная в 1919 году художественным руководителем Государственного фарфорового завода Чехониным.

Кстати, в конце мая музей представит совместный выставочный проект с Императорским фарфоровым заводом "Фарфор и время". На выставке будут представлены уникальные изделия из фарфора - посуда, статуэтки, игрушки, предметы быта и агитационный фарфор.