На форумах калининградских интернет-сайтов идут непрерывные споры о возвращении старой немецкой топонимики. Никому не нравится название Советск или Пионерский, но возврат немецких названий сталкивается с непреодолимым препятствием: а куда дальше развивать возникающую идентичность? Если "мы - не немцы", то куда приведут все эти переименования?..
И вообще "в начале 90-х, когда все бурно отказывались от советского наследия, возник романтический миф о Кенигсберге, - считает автор известных книг по истории Калининграда-Кенигсберга, в том числе и бестселлера "Прусские маршруты Петра Первого", историк Геннадий Кретинин. - Якобы это был один из самых ярких городов Европы, чуть ли не североевропейская культурная столица. На самом деле это был обычный северогерманский город, каких можно назвать еще полсотни..."
В Калининграде мы встретились с председателем Попечительского совета международных пленэров в Светлогорске-Раушене Борисом Бартфельдом. В гостиной "Домика Гофмана" завязался разговор об узловых проблемах города и края - разговор, сфокусировавший основные дискуссионные позиции предъюбилейной атмосферы Калининграда.
"Америка" средних веков
- Борис, как только оказываешься в Калининграде-Кенигсберге, постоянно слышишь разговоры о Восточной Пруссии. Почему эта тема "болит"? В каких соотношениях находятся Восточная Пруссия и Россия?
- Эта тема вовсе "не болит", она живет в душах и умах калининградцев, обогащая нас, носителей российской культурной традиции, дополнительными, яркими проявлениями богатого прусского культурно-исторического наследия, которое само по себе многонационально.
Эти два культурно-исторических начала очень гармонично сосуществуют в сознании подавляющего числа жителей области. И лишь некоторые чиновники, пытающиеся держать нос по ветру, направление которого сами не знают, демонстрируют явную "болезненность восприятия", не рискуя даже в названии предстоящего юбилея произнести наименование "Кенигсберг" следом за Калининградом.
Выставка фотографий довоенного КенигсбергаЧто же касается боли, испытываемой обычными калининградцами, то она скорее вызвана их переживаниями из-за разрушения оставшихся следов материальной культуры Пруссии: исторических памятников, находящихся под охраной государства и тем не менее стремительно разрушающихся.
Среди них замки и кирхи XIII-XIV веков, обычные городские дома и дороги, выложенные камнем, сельские усадьбы, мельницы и гидроэлектростанции, прекрасные ландшафтные парки и разоренные кладбища.
Наш край всегда занимал особое место на карте Европы. И во времена расцвета прусских племен, и во времена орденского государства, когда Кенигсберг в XV и в начале XVI века был полноценной европейской столицей крупного государства, и в герцогский период, и во времена прусско-бранденбургского курфюршества или затем Прусского королевства, которое возникло исключительно благодаря Кенигсбергу.
Именно Кенигсберг подарил королевскую корону Берлину, а сам при этом был обречен на провинциальную судьбу.
- Но ведь и в Германии ХIХ-ХХ веков Восточная Пруссия была особенным регионом, сильно отличающимся от других земель Германии...
- Что сделало этот край особенным? Огромное многовековое влияние польской культуры и экономики. Сельские районы, где проживало много литовцев и потомков пруссов, принявших христианство. Серьезное экономическое и политическое присутствие России.
И наконец то, что веротерпимая Восточная Пруссия на протяжении сотен лет была прибежищем колонистов, десятками тысяч приезжавших из разных европейских стран, - своеобразной Америкой Средних веков.
Не правда ли, мы повторяем историю заселения этой земли? Мои родители, например, приехали сюда из Брянской области и Украины, десятки тысяч семей - из разоренных областей России и Белоруссии - ну чем не колонисты?
Жизнь нашего края на протяжении тысячи лет была многими нитями связана с жизнью российских народов и государства. В дохристианские времена - большой общностью в верованиях и пантеонах языческих богов, множеством искусных воинов-всадников из прусских племен, что входили в дружины русских князей. Пруссы были предками многих знаменитых российских родов.
Два самых ярких примера: Андрей Кобыла (Андрей Прусс) - потомок прусских вождей стал одним из родоначальников российской царской династии Романовых; Прусс Рапша - один из предков великого Пушкина, о котором с гордостью говорил сам поэт в исследовании, посвященном истории своего рода.
В XIII веке - это военное противостояние, вызванное попытками Ливонских и Тевтонских орденов захватить земли Пскова и Новгорода, пресеченное Великим русским князем Александром Невским. В XIV и XV веках - торговля между русскими и кенигсбергскими купцами. В Великом Новгороде было Прусское подворье, куда завозились товары из Кенигсберга и где закупались русские товары для отправки в Пруссию и далее - в Европу.
Новгород и Кенигсберг активно сотрудничали, будучи членами Ганзейского союза. В первой четверти XVI века Великий московский князь Василий III (отец Ивана Грозного) пытался спасти Кенигсберг и орденское государство от могущественного Польского королевства, оказывая Великому магистру Альбрехту дипломатическую и финансовую поддержку.
Новая страница отношений между странами открылась после работы в Кенигсберге Великого Петровского посольства в 1697 году. Именно с Кенигсберга начались успехи в дипломатической и экономической миссии Петра Первого. И именно здесь, а не в Санкт-Петербурге, было прорублено первое важнейшее "окно в Европу".
Когда праздновалось 300-летие Великого посольства, московские журналисты сделали ряд блестящих работ по этой теме, но почти все их внимание было сосредоточено на пребывании посольства в Англии и Голландии, Кенигсберг же почти не упоминался. А ведь здесь-то и был заложен фундамент политического и экономического успеха Великого посольства.
Здесь Петр Первый впервые провел переговоры на высшем европейском уровне, прошел обучение артиллерийскому искусству и получил звание бомбардира и командора, которое носил всю жизнь.
От крепости Фридрихсбург, находящейся в Калининграде на улице Портовой, где Петр Первый провел много времени, упражняясь в стрельбе, остались лишь ворота. Но и этого достаточно, чтобы каждый калининградец представил на стенах крепости царя Петра - молодого порывистого великана в ботфортах и костюме бомбардира, будущего величайшего императора, реформатора в российской истории.
Кенигсберг был первым университетским городом, где побывал Петр Первый . И следствием этого стал своеобразный "хозяйственный договор" между Кенигсбергским университетом "Альбертиной" и Российской империей.
На протяжении всего XVIII века огромное количество молодых людей из многих российских губерний и разных слоев населения учились в Кенигсберге. Даже первые четыре президента Российской академии наук были профессорами Кенигсбергского университета, а граф Кирилла Разумовский, возглавлявший академию более 50 лет, был студентом Кенигсбергского университета.
Луиза, прусская бабушка российской истории
- Кажется, герцог Бирон также был студентом "Альбертины"...
- Да, но неудачно, его выгнали из университета за воровство и пьяные драки... Был в истории Восточной Пруссии и период прямого российского правления. В ходе Семилетней войны Кенигсберг и провинция в 1758 году были заняты русской армией. Жители Пруссии присягали 24 января 1758 года на верность императрице Елизавете Петровне.
Под российской короной Пруссия продолжала жить своей обычной жизнью, мало отличающейся от жизни довоенной. После же 1762 года, согласно указу Петра III, а затем Екатерины Великой, русские войска были выведены из Пруссии.
В эпоху наполеоновских войн Пруссия оказалась в очень сложной обстановке, буквально на грани уничтожения! Вся надежда была на помощь русской армии и императора Александра I, связанного с прусской королевской четой - Фридрихом Вильгельмом III и королевой Луизой - дружескими отношениями.
В битвах с Наполеоном, произошедших на территории нашего края у Прейсиш-Эйлау (Багратионовск) 26-27 января и у Фридланда (Правдинск) 14 июня 1807 года, погибли десятки тысяч русских солдат. Их жизни были отданы в защиту Пруссии.
В июле 1807 года в Тильзите (Советск), в ходе переговоров Александра I и Наполеона, был заключен Тильзитский мир, который и позволил сохранить прусскую государственность.
Упомянутая выше королева Луиза - любимица всех кенигсбержцев. В честь нее построили кирху Королевы Луизы (ныне Кукольный театр), лицей королевы Луизы (ныне школа N 41), аллею Луизы (ул. Комсомольская), мост Королевы Луизы в Советске.
Она оставила свой след в истории России. Два ее сына стали императорами Германии, а дочь Шарлотта вышла замуж за будущего российского императора Николая I, и их сын Александр, внук прусской королевы Луизы, стал великим русским императором Александром II Освободителем.
В XIX и XX веках Кенигсберг стал одним из главных центров торговли между Россией и Европой. Это экономическое сотрудничество имело такое большое значение, что в Кенигсберге построили огромный торгово-выставочный комплекс "Восточная ярмарка" специально для торговли с Россией.
- Некоторые представители общественности Калининграда считают, что в названии праздника 750-летия города не должно фигурировать упоминание о Кенигсберге. В качестве обоснования этому приводится аналогия со сравнительно недавними празднованиями 1000-летия города Гданьска и 750-летия города Клайпеды, которые на протяжении своей долгой истории назывались Данциг и Мемель и только недавно были переименованы.
Тем не менее юбилеи этих городов связали именно с их последними названиями. Есть и еще одна точка зрения - в следующем году надо праздновать 60-летие образования Калининградской области...
- Я считаю, мы должны отметить в рамках юбилея все три значительные даты: 750 лет с основания рыцарями Кенигсберга, 60 лет Победы над фашистами и 60 лет образования Калининградской области. Эти торжественные даты на равных входят в историю нашего края. И нам необходимо со всей искренностью и любовью отнестись ко всей 750-летней истории города.
А ссылки на юбилеи польского Гданьска и литовской Клайпеды некорректны: на протяжении 1000 лет польский город носил одно и то же название. Гданьск и Данциг - это суть одно и то же соответственно в польском и немецком написании, да и основан этот город был задолго до появления рыцарских орденов.
Что касается Клайпеды, то этот город был заложен рыцарями под названием Мемель (Мемельбург), но среди литовцев, которые во множестве населяли этот край, он на протяжении столетий назывался Клайпедой. И во время Семилетней войны мы встречаем в русских донесениях наряду с Мемелем наименование Клепеда.
От какого наследия нам отказываться, и отказываться ли вообще...
- Аргументы настаивающих на том, чтобы следовать примеру Гданьска и Клайпеды, таковы: название "Калининград" связано с историческими уроками - отсюда начинались две мировые войны. Сохранив это название, Россия принимает на себя груз нелегкой исторической памяти.
И по мнению, например, профессора Калининградского университета Ирины Кузнецовой, юбилей должен продемонстрировать, что Российское государство и общество готовы взять ответственность "за всю полноту истории Калининграда".
В противном случае, полагают они, отмечая 750-летие Кенигсберга, мы будем праздновать "юбилей топонима", это окажется уникальным случаем в мировой практике. Кроме того, мы должны этим праздником "обозначить российское присутствие в Прибалтике".
- Я не знаю, почему профессор Кузнецова посчитала необходимым вытащить на свет старое идеологическое пугало: "С этой территории начались две мировые войны". Тем более что Первая мировая война начиналась совсем в другом месте, а границу Восточной Пруссии российские войска перешли в августе 1914 года, спасая от разгрома французских союзников.
Что касается фашистской идеологии и агрессии, то Пруссия была среди тех земель Германии, где, по мнению самого Гитлера, влияние фашистов было небольшим. И именно поэтому он отправил в Кенигсберг на усиление Эриха Коха, который к Восточной Пруссии не имел никакого отношения.
Коху, к несчастью, удалось в 1933 году сместить действующего обер-президента Пруссии и занять его место. С этого переворота началось фашистское засилье в Кенигсберге, ставшее трагедией для сотен тысяч людей: немцев, русских, украинцев, белорусов, поляков, евреев и литовцев.
Кстати, осмелюсь возразить и очень уважаемому мною профессору Кретинину. Кенигсберг никак нельзя отнести к одному из рядовых северогерманских городов. Он - совершенно особенный исторический город и для Германии, и для Европы, и для России.
Только благодаря Кенигсбергу было создано Прусское королевство в 1701 году, вокруг которого в течение XVIII- XIX веков и сложилось Германское государство. И все это время Кенигсберг оставался коронационной столицей королевства, а затем империи.
Ну а теперь попробуйте назвать хотя бы один город в мире, в котором в XIX веке выросло или долго плодотворно работало, а затем создало свои блестящие школы такое количество выдающихся ученых: профессор Франц Нейман - по сути с него началась мировая теоретическая физика, создатель ведущей европейской школы математической физики, всю свою долгую жизнь проработал в Кенигсберге.
Профессор Якоби - выдающийся математик первой половины XIX века, большую часть своих работ сделавший в Кенигсберге. Профессор Карл Бэр - выдающийся биолог, открывший механизм размножения животных и создавший науку эмбриологию. Густав Кирхгоф - выдающийся физик, родившийся, учившийся, сделавший свои первые открытия в Кенигсберге. Его учениками были Макс Планк, Пирсон, Клейн, Гиббс, Столетов.
Дмитрий Иванович Менделеев был непосредственным учеником Кирхгофа и два года работал в его лаборатории.
Арнольд Зоммерфельд - выдающийся физик, стоявший у истоков атомной физики, создатель Мюнхенской школы теоретической физики. Герман Минковский, выдающийся математик, приехавший в Кенигсберг в возрасте 8 лет, закончивший здесь школу и университет, ставший профессором, объединивший понятия пространства и времени...
Я долго не мог понять, почему у молодого Эйнштейна, учившегося в Цюрихском политехническом институте, достаточно далеком от передовых рубежей науки, возник интерес к пространственно-временной проблеме, в результате чего была создана общая и специальная теория относительности. Потом я выяснил: именно Минковский читал ему в Цюрихском институте математические дисциплины.
Таким образом, Эйнштейн является в определенной степени наследником традиций кенигсбергской физико-математической школы.
Гельмгольц, братья Виен, Бурдах, Эмиль Вихерт, Гербарт, Гаман, Хаген, Клебш, Дове, Липшиц, Карл и Эрнст Нейманы, Вольдемар Фойгт, Гессе, Генрих Вебер, Гурвиц, Линдеман - все эти имена неразрывно связаны с нашим городом.
Да и решение о создании столичного университета в Берлине было принято здесь, на территории Восточной Пруссии, когда Александр Гумбольдт приехал с соответствующим ходатайством к королю, который в этот период много внимания уделял Кенигсбергскому университету.
Так что Кенигсберг, безусловно, - один из ярких городов мира. И нам просто нужно ощутить себя его жителями и соответствовать этому уровню, гордиться этим так, как гордятся жители Москвы, Петербурга, Праги или Киева.
Я думаю, что праздник должен показать всему мировому сообществу, что в России наряду со столицами, признанными культурными центрами, есть и такой замечательный город с большой историей и блестящим будущим, в котором будут взаимовыгодно сочетаться культурно-исторические традиции России и Европы.
Надо ли россиянину становиться немцем, чтобы гордиться Кантом?
- Вам приходится встречаться с немцами. Что они думают по всем этим вопросам?
- Действительно, последние три года мне много приходится встречаться и беседовать с гражданами Германии. В большинстве своем они уроженцы этих мест, в молодости и детстве покинувшие свою Родину.
Они полны печальной любви к своей малой Родине и очень сожалеют, что ничем не могут помочь родным местам, потому что они уже давно на пенсии и не имеют значительных средств. Искренне желают нам успеха, надеясь, что, если будем жить лучше, нам удастся сохранить очарование нашей общей Родины. Ни разу я не слышал никаких реваншистских планов и проклятий на нашу голову.
Молодежь и выходцы из других районов Германии с гораздо меньшим интересом относятся к нашему краю. И я очень боюсь, что лет через 10, когда уйдет из активной жизни поколение, которое помнит довоенную Восточную Пруссию, мы, россияне, живущие здесь, будем внутренне еще не готовы нести всю ответственность за сохранение истории и культуры нашей земли.
- Своего рода брэндом для Калининграда-Кенигсберга стало имя философа Канта...
- Имя Канта, к счастью, официально узаконено в Калининграде, в отличие от многих других имен. Но оно играет и другую парадоксальную роль в сознании современных калининградцев и всех россиян: знакомо каждому, но эта известность действительно все больше приобретает брэндовые признаки.
С одной стороны - очень небольшая группа высокопрофессиональных философов ведет кропотливую работу с творческим наследием Канта, с другой стороны - 99 процентов жителей кроме имени Канта ничего о нем не знают. И информационного обмена между этими двумя неравными группами нет никакого.
Тут впору организовывать движение с шутливым девизом: "Философы, верните нам нашего Канта!" Философам необходимо научиться говорить о высоком философском на обычном языке современного русского города, сделав это имя живым и близким, придать яркость и красочность сравнениям, когда мы говорим о значении кантовского наследия.
Безусловно, Кант - величайший философ христианской эпохи. Как философия Аристотеля цивилизовала науку и жизнь античного мира, так и философия Канта цивилизовала науку и жизнь современного периода, дав методическую основу для развития наук и нравственно-правовые ориентиры для устройства жизни отдельного человека и семьи, функционирования государства и построения межгосударственных отношений. И особенно громко и ярко об этом необходимо говорить здесь - на земле, где Кант родился и прожил всю жизнь.
О своем родном городе Кант писал: "Большой город, центр государства, в котором находятся правительственные учреждения и имеется университет (для культуры наук), город, удобный для морской торговли, расположенный на реке, содействует общению между внутренними частями страны или отдаленными странами, где говорят на других языках и где царят иные нравы, - такой город, как Кенигсберг на Прегеле, можно признать подходящим для расширения знания и человека, и света".
Не правда ли, в одной фразе дана оценка экономической перспективы и культурного предназначения города, вокруг которых до сих пор строятся все наши современные экономические и культурологические проекты?
Из истории, как слов из песни, имен не выкинешь
- Так что же нам делать с Кантом и Гофманом? Понимаю вечность и нерешаемость споров... И все-таки поляки и белорусы продолжают споры за Мицкевича, французы и испанцы - за Пикассо, белорусы и французы - за Шагала, персы и таджики - за Хайяма... И - возвращаясь к Канту: может ли россиянин наследовать немецкую культуру? Или, чтобы ее наследовать, надо знать язык, литературу, обычаи, традиции - по сути, россиянину надо стать немцем?
- Вы, как ловкий фехтовальщик, перевернули вопрос. У нас с культурным наследием другая проблема. Это проблема "устраненности" - имена Канта и Гофмана в этом смысле находятся в наилучшем положении, по сравнению с именами других великих кенигсбержцев.
Российская (Калининградская) сторона мало занимается их памятью и наследием, считая их явлениями немецкой истории, немецкая сторона, видимо, не считает возможным пропагандировать их наследие в Калининграде, так как это может быть некорректным по отношению к России. Поэтому тут не делить надо творческое наследие кенигсбержцев, а совместными усилиями увековечить их имена.
И такое возможно лишь в том случае, если мы, россияне, живущие в этом древнем городе, скажем: "Да, это часть нашей истории, нашей культуры, мы ценим творческое наследие Канта, Гофмана, Бесселя, Кирхгофа так же, как Ломоносова, Гоголя, Попова и Менделеева". Если мы этого не сделаем в ближайшие годы, то потеряем исторический фундамент, на котором стоит наш край.
- С чем, по-вашему, связано продолжение "замалчивания" известных имен из истории Восточной Пруссии?
- Мне кажется, на это есть три причины: недостаточная образованность и знание культуры и истории России и Пруссии; боязнь и оглядка на вышестоящих чиновников; непонимание закономерностей развития ситуации в нашем крае и неверный выбор тактики. Тактика отрицания и замалчивания культурно-исторического наследия - это признак неуверенности, и она идет явно не на пользу нашей Родине - России.
Единственно возможным конструктивным путем развития нашего края является признание восточно-прусского культурно-исторического наследия органической частью культуры проживающих здесь людей.
- Провокационный вопрос: правда ли, что во время реставрации могилы Канта обнаружили, что она пустая?
- Это один из многочисленных мифов Калининграда и Кенигсберга. Калининградский писатель Александр Попадин написал очень ироничную и теплую книгу, посвященную мифам нашего города и отношению к ним калининградцев и гостей. Этот миф, кроме всего, связан с тем, что первоначально Кант был захоронен в профессорском склепе Кафедрального собора.
В 1880 году специальная комиссия вскрывала захоронение великого философа и исследовала его останки. К 200-летнему юбилею Канта в 1924 году архитектором Фридрихом Ларсом была построена новая усыпальница, примыкающая к северо-восточному крылу собора, где его прах и покоится до сих пор.