Долина смерти
Душным летним вечером 3 июня 1989 года навстречу друг другу мчались два поезда - "Адлер - Новисибирск" и "Новосибирск - Адлер". В составах в общей сложности находилось 1284 пассажира, 86 работников железной дороги.
А в это время из щели в трубопроводе, расположенном в 900 метрах от Транссибирской магистрали, уже не первую неделю струился газ. Как потом показала проверка, его накопление шло дней 20-25.
По официальной версии, причиной повреждения стали строительные работы четырехлетней давности: экскаватор ковшом ударил по трубе. Однако щель образовалась только в мае 1989 года. Через нее газовый конденсат стал вытекать. Он тяжелее воздуха и поэтому растекался по низине. Давление в трубе упало, и из Альметьевска позвонили на компрессорную станцию: добавьте давления, на заводе мало продукта! Так в долину смерти было увеличено поступление газа.
Жители соседней деревни и машинисты поездов не первый день ощущали запах газа. Незадолго до взрыва тут прошел "товарняк". Машинист сообщил по рации, что в районе много газа, - пропускать поезда нельзя. Сигнал так и не дошел до лиц, принимающих решение.
Ашинской катастрофе предшествовало еще одно трагическое совпадение. Поезда не должны были встретиться на 1710-м километре перегона Аша - Улу-Теляк. Если бы оба состава шли по расписанию, никакой аварии, по мнению специалистов, не случилось. Но поезд, шедший из Новосибирска, опаздывал на семь минут. Когда поезда поравнялись, один из составов начал притормаживать: образовалась искра…
Крупнейшая железнодорожная катастрофа СССРПепел Аши
Челябинец Салават Абдулин потерял в ночь на 4 июня 1989 года дочь.
- Ей не было еще и 15, - вспоминал он, - поехала со своим классом в трудовой лагерь, собирать черешню в Краснодарский край. В ее вагоне было 54 человека, останки 21 не нашли совсем. В том числе и моей дочери. Позже мы побывали на месте трагедии - и я своими глазами видел, что от людей оставался лишь серый пепел.
Салават Абдулин решил создать ассоциацию пострадавших и родственников погибших. Ведь потерявшие своих родных нуждались в поддержке, а многим выжившим требовалось дорогостоящее лечение.
- Я как-то сразу почувствовал необходимость помогать людям, - говорил он, - хотя никаких особых связей у меня не было, я работал токарем на ЧТЗ.
Созданная при его участии ассоциация была первой общественной организацией в Союзе, которая ставила своей целью защиту прав жертв аварии. По неопытности шишек общественники набили много, но и помочь сумели многим: находили пострадавших, собирали средства для отправки на лечение, оказания денежной поддержки, создания мемориала погибшим.
Уговорили тогдашнее руководство ЧТЗ не вычеркивать из списков нуждающихся в жилье членов семей погибших - благодаря этому семьи, пострадавшие от трагедии, успели получить квартиры.
Виноваты "стрелочники"?
Параллельно с официальным следствием Салават Абдулин вел свое, "общественное" расследование причин трагедии. И спустя годы после катастрофы, он считал, что суд до конца не разобрался в причинах катастрофы и от ответственности ушли главные, на его взгляд, виновники трагедии: проектировщики и высокопоставленные кураторы строительства. А суд наказал лишь "стрелочников": строителей трубопровода.
- О том, что продуктовод может стать "самой длинной бомбой в мире", специалисты предупреждали еще на стадии проектирования, - рассказывал Абдулин. - Известно, к примеру, что Главгосэкспертиза при Госстрое СССР не давала разрешения на его строительство, требуя от Миннефтепрома исключения любой опасности для населения. Однако министерство убедило Совмин строить без выполнения предписаний экспертизы.
Строился трубопровод повышенной опасности по обычным строительным нормам и правилам. Больше того, замминистра Дангарян отменил установку на нем системы телеметрии автоматического управления и кабеля связи. Позже будет суд, и следствие посчитает, что в этих действиях нет состава преступления. Однако я уверен, что 20 марта 1983 года, сняв телеметрию с продуктовода, Дангарян подписал смертный приговор будущим жертвам ашинского взрыва, в том числе неродившимся еще детям!
Эксперты по этому поводу высказались так: наличие на трассе телемеханики и системы автоматического управления не предотвратило бы разрыва трубы, но исключило бы трагический исход. То есть операторы компрессорных станций смогли бы вовремя обнаружить утечку продукта, предупредить железную дорогу об остановке поездов.