Эта серия (250 кадров из которой вошли в книгу, посвященную августу 1968) сделала Коуделку знаменитым. Но, чтобы снять те события так, как снял он, нужно было обладать не только гражданским мужеством и обычной человеческой смелостью, но и талантом, и фотографическим опытом. До того, как он, проснувшись поутру в родном городе, неожиданно оказался военным репортером, Коуделка больше всего любил снимать театр и … цыган. Но если съемку в театре еще можно было совмещать с первой профессией (а Коуделка работал авиаинженером в Праге и Братиславе), то цыганская серия потребовала не только 10 лет жизни, но и полной преданности фотографии. Именно после выставки, на которой были показаны его фотографии цыган, проходившей в 1967 в Кракове, он решается оставить карьеру инженера ради неопределенного будущего фотографа. Так что к августу 1968 года Коуделка пришел мастером, за плечами которого был опыт и экспериментальной черно-белой фотографии, и репортажной съемки.
С тех пор у Йозефа Коуделки вышли книги "Изгнанники" (1988), "Черный треугольник" (1994), "Хаос" (1999). Он работал на съемках фильма Тео Ангелопулоса "Взгляд Улисса". Среди его наград - премия Надара (1978), премия Гуго Эрфурта (1989), премия Анри Картье-Брессона (1991), фонда Эрны и Витора Хассельблад (1992), медаль английского Королевского фотографического общества (1998), премия Корнелла Капы "За выдающиеся достижения в области фотографии" (2004). Его выставки проходили в МоМА в Нью-Йорке, в Национальном центре фотографии в Париже, в лондонской галерее Hayward…
Нынешняя выставка, организованная фондом Aperture, агентством "Магнум", Центром фотографии имени Братьев Люмьер и Йозефом Коуделкой, впервые дает возможность увидеть в России легендарный репортаж из пражского августа 1968. Увидеть недавнюю историю Европы "взглядом Улисса" - любящим свою Итаку, не забывающим ее бед, отважным и хитроумным скитальцем…