Этуш рассказывал, что хотя тогда он и обратил внимание на эту машину, но никакого нехорошего предчувствия не возникло. Пришел домой, лег спать, а в 12 часов его разбудила мама и сказала, что началась война.
"Никогда больше, даже в самые отчаянные мгновения на фронте, мне не было так страшно. Мама в ужасе смотрела, как меня трясет мелкой дрожью. Белая рубашка ходуном ходила у меня на груди", - вспоминал он.
Как у студента театрального училища, у Этуша была бронь, и от армии он был освобожден. Но в конце сентября 1941-го во время спектакля "Фельдмаршал Кутузов" он насчитал в зале 13 человек и на следующий день записался добровольцем на фронт.
Но сначала Володя был направлен в школу военных переводчиков в Ставрополь. На фронте попал в стрелковый полк. Воевал в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украины. Был награжден орденом Красной звезды и медалями. Получил звание старшего лейтенанта.
В 1943 году под Запорожьем его тяжело ранили. После госпиталя получил 2-ю группу инвалидности и был комиссован. В 1944 году вернулся на 4-й курс Театрального училища им. Щукина.
В 1945 году Владимир Абрамович был принят актером в театр им. Вахтангова, а также начал преподавать в "Щукинке".
Фото из личного архива семьи Владимира ЭтушаПять знаковых киноролей Владимира Этуша
1. "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" (товарищ Саахов);
2. "Старая, старая сказка" (Король и Трактирщик);
3. "Иван Васильевич меняет профессию" (Антон Семенович Шпак);
4. "Приключения Буратино" (Карабас-Барабас);
5. "12 стульев" (инженер Брунс).
Александр Олешко, артист, телеведущий:
- У Владимира Этуша, как у профессора, ректора театральной академии имени Щукина, было много замечательных учеников - и Зиновий Высоковский, и Людмила Максакова, и Вениамин Смехов… Для меня лично Этуш был не только педагог по актерскому мастерству. Для меня он - пример человеческого достоинства, потому что я видел, как он красиво выходил из очень сложных жизненных ситуаций.
Он для меня и пример элегантности. Я наблюдал, как девочки стояли, что называется, по стойке смирно, когда он проходил по училищу в своих безупречных костюмах. Всегда - в накрахмаленных рубашках, всегда - в точно подобранных галстуках и отглаженных брюках. Помню, что он меня как-то выгнал из аудитории, когда увидел, что у меня часть рубашки недостаточно проглажена. Он сказал так: "Выйдите, потому что в таком виде мужчина, тем более будущий артист, не может появляться в общественном месте". Я его слова запомнил на всю жизнь, и теперь всегда слежу за своим внешним видом.
Мария Аронова, народная артистка России:
- Владимира Абрамовича я очень любила и с огромным уважением относилась к этому человеку. Мне было приятно, что Владимир Абрамович, грубо говоря, допускал меня до себя, потому что мне дозволено было шутить и импровизировать с ним на цене. Это был абсолютный подарок с его стороны по отношению ко мне.
Мы долгое время вместе играли спектакль по произведению Федора Михайловича Достоевского "Дядюшкин сон". Этуш - человек с виду очень жесткий. Но на самом деле он был бесконечно нежный. Всегда сразу же подставлял плечо помощи, был очень отзывчивый и сердечный. Но и требовательный. Требовал как от себя, так и от других.