15.09.2013 09:50
Общество

Деревянный макет, шесть тысяч километров швов и Никсон на борту. 10 фактов о ледоколе "Ленин"

Текст:  Егор Черников
5 декабря 1957-го был спущен на воду, а 15 сентября 1959 года в первое испытательное плавание отправился знаменитый атомный ледокол "Ленин". Первое в мире надводное судно, использующее ядерную энергию, использовалось более 30 лет, и с 1990 года действует в качестве музея в Мурманске.
Команда атомохода "Ленин" играет в футбол во льдах. Фото размещено на борту ледокола, ставшего музеем. / из архива "Родины"
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU
Атомный ледокол "Ленин"

Мы собрали несколько интересных фактов о знаменитом атомоходе.

1. При разработке машинного отделения возникало немало сложностей. При этом сроки были сжатые, проект сложный, да и лишние затраты не были допустимыми. Поэтому для экспериментов конструкторов создали макет машинного отделения из дерева, переделать что-то в котором не составляло труда. Если то или иное решение оказывалось удачным, его переносили на строящееся судно.

2. Ледокол должен был продемонстрировать мощь советского судостроения. Неудивительно, что на строящийся атомоход приглашалось множество делегаций - британская, американская, китайская. Побывал на борту и будущий президент США Ричард Никсон.

3. Ледокол "Ленин" стал первым надводным судном на планете, использующим в качестве источника энергии ядерную силовую установку. Еще раз атомоход стал новаторским в 1971 году, когда первым прошел севернее Северной Земли по водной поверхности.

4. Мощность двигателей ледокола составляла 44 тысячи лошадиных сил. Толщина льдов, которые мог развести "Ленин", доходила до 2,5 метров. Благодаря таким техническим характеристикам за 31 год эксплуатации атомоход прошел 654 тысячи миль.

Кулибинцы. 20 русских умельцев, чьи изобретения вошли в историю цивилизации

5. На протяжении многих десятилетий "Ленин" был одним из самых популярных "гостей" на советских почтовых марках. А с 2007 года на него "охотятся" уже нумизматы: была выпущена памятная золотая монета номиналом в 1 тысячу рублей, на которой изображен рассекающий льды атомоход.

6. На этапе проектирования и строительства ледокол получил название "Проект 92", в честь источника ядерной энергии урана, стоящего в таблице Менделеева под 92-м номером.

7. По некоторым подсчетам, в сутки ледокол расходовал около 45 граммов ядерного топлива. Без "мирного атома" для такой работоспособности понадобились бы тонны нефти.

8. Кстати, существует мнение, что именно благодаря "Ленину" закрепилось выражение "мирный атом". Ледокол строился в самый разгар "холодной войны", но имел абсолютно мирные цели - развитие Северного морского пути и провод гражданских судов.

9. "Ленин" был призван по кратчайшему пути соединить запад и восток государства. Символично, что общая длина сварных швов ледокола превышает 6 тысяч километров - примерно две трети пути от Москвы до Владивостока.

10. Энергетический прорыв, совершенный атомоходом, позволял преодолевать огромные расстояния. Во время одного рейса ледокол "Ленин" мог бы побывать не только в Арктике, но и в прибрежных водах Антарктиды.

История Водный транспорт Дороги