Частные коллекционеры, а среди них такие известные в кругах собирателей фотографий, открыток, плакатов люди, как Подстаницкий, Снопков, Чапкина, Нагапетянц, на этот раз были сосредоточены на истории Великой войны. Так войну 1914-1918 гг. называли до тех пор, пока в советской историографии не появились другие эпитеты: империалистическая, мировая.
Удивительное дело, всего-то сто лет нас отделяет от тех событий, а героев Первой мировой мы знаем очень мало. Куратор выставки, потомок известного графского рода, Андрей Строганов признается, что из обилия фотографий, которых ему пришлось просмотреть, только на пяти процентах узнаваемые персонажи.
- Перед нами Николай II, генерал Брусилов, Собинов - объясняет Андрей. - К слову, последний пошел добровольцем на фронт. Остальные - просто лица истории. Без имен и фамилий, просто люди, которым пришлось идти защищать свою землю. Потому что когда начинается мировая война, выбирать не приходится.
У авторов проекта "Свидетели" Первой мировой" не было амбициозных целей удивить Москву редкими экспонатами. Они хотели "оставить впечатление", познакомить современников с изысканными, ушедшими в небытие лицами предков. Вот несколько фото 1914 года. Толпа перед Зимним дворцом вслушивается в слова императора: Николай II, после мучительных раздумий и колебаний объявляет о вступлении России в войну.
Ирония судьбы - на фотографии сбитого немецкого аэроплана "Альбатрос". До войны Россия заказывала летательные аппараты в Германии. Первая мировая - время подъема национального самосознания. И вот пример: плакат облигации военного займа - ценные бумаги под пять процентов обещали выкупить у населения после войны. Не сложилось, революция списала и эти долги государства.
И еще удивительная история взаимоотношений с Антантой: все российские летчики обучались в Великобритании. Вот они сидят рядком со своими английскими друзьями. А после был обед. Его меню - тоже экспонат выставки - составлено в стиле странного английского юмора: все блюда носят фамилии русских летчиков. Хочется пошутить: "Уточкин под белым соусом".
Судя по экспонатам, "косить от армии" среди элиты тогда было не принято. Пример: военный билет Михаила Серова, сына великого русского художника. Впрочем, под стеклом - свидетельства не только героизма, но и гигантских объемов коррупции, которая процветала в той войне. О ней писал раритетный журнал "Будильник".