,
В рамках - полсотни фотографий. И каждая - цепляет за сердце. "Брест-41. То, что не было снято".
- Почему в подъезде, Николай Андреевич?
- Это временный вариант, семь месяцев выставка экспонировалась в Бресте. А в апреле, к 70-летию Победы, ее попросил один из залов Москвы. Спасибо "Российской газете" за предложение разместить выставку у себя.
- Кто авторы этих поразительных снимков воюющей Крепости?
- Немецкие фотографы. Нашим в июне 41-го было не до съемок. Вот этим фотоаппаратом из фондов музея Крепости - оплавленным, сгоревшим, вряд ли успели что-то снять. Его держал в руках кто-то из наших…
Я обратился к немецким архивам, стал покупать фотографии на блошиных рынках. Еще в начале 90-х бывший немецкий дивизионный фотохроникер Георг Гундлах подарил нам с коллегой 10 уникальных фотографий, сделанных в первые дни войны в районе Бреста. Много интересного нашел на сайте "Военный альбом". Больше всего меня волновали лица наших солдат. Лица солдат 41-го года совершенно особенные: в них безмерная усталость, решимость, страх, отчаяние, ненависть...
Выставка писателя Николая Черкашина в "РГ"Их я тоже нашел в трофейных архивах. Но очень мало. Немецким пропагандистам требовались другие лица. Так и родилась мысль сделать фотореконструкцию.
- В чем ее суть?
- Беру наиболее выразительные фрагменты из двух-трех снимков и свожу их в одном кадре. Сами фотографии - подлинные, лица на них - подлинные… И какая разница, что этот солдат стоял не у этих крепостных ворот, а у тех. Что стрелял не из этого дота, а из другого. Главное, что он был там…
Я позволил себе переместить защитников Крепости в пространстве, но никак не во времени.
- Кто эти люди на снимках?
- Здесь не только солдаты, но и генералы 1941 года: командующий Западным фронтом П. Павлов, которого назначили главным виновником военной катастрофы первого месяца войны, командующий 4-й армии генерал А. Коробков... Оба были расстреляны вместе с группой генералов Западного фронта. Особенно горько за Коробкова. Ведь это его дивизии воевали под Брестом, его полки защищали Крепость. И его армия, пусть изрядно потрепанная, все же организованно отошла на запасные рубежи.
За последние годы немцы вбросили в информационное пространство тысячи новых кадров. Современная молодежь видит, как доблестно марширует вермахт по полям войны. А с нашей стороны фоторяд зачастую - как в 41-м: горящие русские танки да красноармейцы с поднятыми руками. Но ведь наши отцы - я тоже сын фронтовика - стояли насмерть!
Я решил хоть как-то противодействовать этой несправедливости, попытался обратить оружие противника против него самого. Ведь фотокамера - это тоже оружие.
- Поразительный эффект получился… Как давно вы писатель-маринист стали заниматься Брестской крепостью?
- С детства. Я же родился неподалеку, жил в Брестской области. Когда отец возил меня мальчишкой туда, Крепость, образно говоря, еще дымилась. Стояла в руинах. Сегодня, к сожалению, она во многом похожа на парк культуры и отдыха: газончики, дорожки, крашеный кирпич…. Обидно, что той Крепости, что осталась после войны, уже по сути нет: свои же растащили на кирпичи. Сейчас ведутся восстановительные работы. Главное, чтобы реставрацию не перепутали с ремонтом. Смысл реставрации, на мой взгляд - воссоздать Крепость, какой она была после боев 41-го года.
Кстати, премьера моей выставки состоялась именно в Брестской крепости.
- Выставка сейчас в подъезде, потому что...
- ... во-первых, в квартире все не повесишь. А во-вторых, выставка во многом обновлена. И мне бы хотелось проверить ее на ближайших зрителях - соседях по лестничной площадке, знакомых, друзьях. Жильцы с других этажей приходят. Когда узнают, что скоро выставка уедет, расстраиваются. Но я обещаю им другую - про Севастополь...
P.S. Мы предложили Николаю Черкашину, давнему автору и другу "Российской газеты" и журнала "Родина", показать выставку нашим журналистам и читателям. Ведь в России никто еще не видел этих потрясающих душу фотосвидетельств героизма защитников Брестской крепости...В середине марта выставка открылась в нашем редакционном здании на улице Правды.
Выставка писателя Николая Черкашина "Брест - то, что не было снято" в подъезде