26.05.2015 16:25
"Родина"

Борис и Глеб как апостолы новой концепции политической жизни

Текст:  Дмитрий Боровков
Родина - Федеральный выпуск: №1 (1)
Одной из самых знаменательных дат 2015 года является тысячелетие с момента кончины князей-мучеников Бориса и Глеба, сыновей крестителя Русской земли Владимира Святославича, убитых, согласно Повести временных лет, по приказу их старшего брата Святополка. Вокруг гибели этих князей, как в источниках, так и в историографии, создалось немало мифов. Ведь все известные факты о князьях содержатся в памятниках агиографического толка - в летописной повести "Об убиении Бориса и Глеба", в "Сказании страсти и похвалы" Борису и Глебу и в "Чтении о житии и погублении Бориса и Глеба". Это создает определенные сложности в их интерпретации. Тем не менее все три памятника, хоть и с некоторыми расхождениями, воспроизводят одну и ту же сюжетную линию событий.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Киевский князь Владимир Святославич посылает на печенегов своего сына Бориса с дружиной, так как сам не может выступить в поход из-за болезни. Пока Борис совершает поход, Владимир умирает, и власть в Киеве наследует его старший сын Святополк. Он вступает в переговоры с Борисом, обещая увеличить размер удела, полученного тем от отца, а тем временем подготавливает убийство брата. Борис отказывается от предложения, сделанного ему дружиной - пойти на Киев и сесть "на столе отни"1, - мотивируя это тем, что киевский стол по праву "старейшинства" принадлежит Святополку. Тогда дружинники покидают своего предводителя, и он остается на реке Альте лишь со своими отроками. На Альте, за молитвой, Бориса и настигают посланные Святополком убийцы.

Та же участь постигла и младшего брата Бориса - Глеба. Святополк сначала направил ему известие о болезни отца (к тому времени уже скончавшегося), а затем подослал убийц, которые настигли Глеба по дороге в Киев, у Смоленска, на Смядыни. Однако действия Святополка спровоцировали выступление еще одного сына Владимира - княжившего в Новгороде Ярослава, который в перечисленных выше памятниках Борисоглебского цикла предстает мстителем за убитых братьев. Ярославу дважды - под Любечем, а затем на Альте - удалось нанести поражение братоубийце и изгнать его из Русской земли.

Художник, написавший "Сватовство майора", умер в нищете и безвестности

Такова в общих чертах созданная в древнерусском историописании картина гибели Бориса и Глеба. С тех пор представители каждой эпохи пытаются найти в ней свой собственный смысл. Так, составители агиографических текстов о Борисе и Глебе стремились показать их гибель в контексте христианской историософии, представить князей подвижниками, отказавшимися "поднять руку" на "брата старейшего", который должен был быть им " отца место". Святополка же изображали пособником дьявола и обвиняли его в намерении избить "всю братию свою", чтобы принять одному "всю власть Русскую". В XVI веке составитель летописного свода, положенного в основу "Тверского сборника", попытался приписать Борису и Глебу царское происхождение, объявив их сыновьями византийской царевны Анны2, с которой Владимир заключил брак после принятия христианства.

Со времени В. Н. Татищева некоторые историки склонялись к той версии, что, по крайней мере, один из князей-мучеников, Борис, должен был стать преемником Владимира на киевском столе3. Так постепенно сложилось представление о том, что братья могли выступать потенциальными соперниками Святополка в борьбе за власть. Эта идея получила крайнее выражение в альтернативных реконструкциях событий 1015 года, в рамках которых пытаются отождествить Бориса с неким "конунгом Бурицлавом" из записанной в XIII или XIV веке исландской "Пряди об Эймунде", который боролся за Киев (Кенугард) со своим братом, "конунгом Ярицлейвом" (Ярославом), и был убит с его "молчаливого согласия" предводителем варяжских наемников Эймундом4.

Попытки придать действиям Бориса и Глеба то или иное "политическое обоснование" порой радикально трансформируют картину событий, созданную древнерусскими интеллектуалами. Но более понятными эти события не делают. На наш взгляд, наиболее близким к пониманию морально-политического значения подвига Бориса и Глеба оказался итальянский исследователь Риккардо Пиккио, который отметил: "Высший смысл" святой истории о Борисе и Глебе, сыновьях киевского князя Владимира, убитых их братом Святополком, может быть сведен к простой формуле: лучше отдать жизнь за Господа, чем бороться за нечестивое существование на этой земле. Но, твердо придерживаясь этого морального закона, братья утверждают также и политический принцип (курсив наш. - Д. Б.). Их мученичество становится вкладом в христианизацию политического уклада Киева. Когда их брат Святополк после смерти Владимира прибегает к насилию, чтобы избавиться от Бориса и Глеба как основных своих соперников, он все еще следует дохристианским правилам, по которым традиционно велась борьба в Киевских землях. Борис и Глеб как апостолы новой концепции политической жизни впервые изменяют "правила игры". Они предпочитают смерть борьбе со своим братом, потому что являются знаменосцами нового закона, основанного на христианской вере"5.

"Бумажка часто радует более драгоценностей..." "Родина" публикует переписку расстрелянного священника Павла Флоренского с детьми

В развитие этой идеи отметим, что в "Сказании страсти и похвалы" в уста Бориса вкладывается монолог, осуждающий предшествующую практику братоубийственных усобиц языческой эпохи6. Вроде междукняжеской войны второй половины 970-х годов - в которой погибли Олег и Ярополк Святославичи, а их брат Владимир оказался на княжении в Киеве. "Новая концепция политической жизни" заключалась в предотвращении междоусобных войн в разросшейся княжеской семье, которая уже не могла эффективно управлять на основе одного только "братского совладения" волостями. Она нуждалась в создании иерархического порядка, обеспечить который должно было признание приоритета "старейшинства" в отношениях между братьями.

Правда, как заметил еще А. Е. Пресняков, вряд ли его появление можно относить ко второму десятилетию XI века: эта проблема стала политически актуальной лишь в 1070-х. В 1073 году Святослав и Всеволод Ярославичи изгнали из Киева своего старшего брата Изяслава, но в 1077-м, после смерти Святослава, Всеволод вернул Изяславу киевский стол и отправился на княжение в Чернигов. Это-то решение и дало импульс развитию представлений о приоритете "старейшинства" в княжеской семье. Представлений, выразителями которых древнерусские книжники и сделали Бориса и Глеба - в агиографических трудах, появившихся, как сейчас считают, в последней четверти XI - началу XII века7.

"Родина" История Религия Журнал "Родина"