28.05.2015 15:00
"Родина"

"Взятие Берлина" открывает совместный проект Эрмитажа и журнала "Родина"

Монументальное полотно Александра Коцебу написано почти через 90 лет после первого вступления русских войск в Берлин в октябре 1760-го
Текст:  Виктор Файбисович (кандидат культурологии)
Родина - Федеральный выпуск: №6 (615)
Этой публикацией стартует совместный проект Эрмитажа и журнала "Родина", в рамках которого мы будем знакомить читателей с малоизвестными полотнами, мемориальным оружием, медалями, амуницией и другими реликвиями из запасников главного российского музея.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Монументальное полотно Александра Коцебу написано почти через 90 лет после первого вступления русских войск в Берлин в ходе опустошительной Семилетней войны

/ Государственный Эрмитаж

КАПИТУЛЯЦИЯ

В этом затяжном военном конфликте яблоком раздора послужила Силезия, права на которую заявили Австрия и Пруссия. Пруссию поддержала Англия; на стороне Австрии выступили Саксония, Франция, Швеция и Россия. После сокрушительного поражения при Кунерсдорфе (1759), Фридрих II вынужден был маневрировать, избегая крупных сражений. Эта тактика заставила короля отдалиться от своей столицы. От его противников это обстоятельство не укрылось. В рейд на Берлин устремились кавалерийский отряд генерал-майора графа Г.К.Г. Тотлебена (ему были приданы 1.000 гренадер и артиллерия), пехотный корпус генерал-поручика графа З.Г. Чернышева и пехотная дивизия генерал-поручика П.И. Панина.

Художник, написавший "Сватовство майора", умер в нищете и безвестности

3-го октября 1760 года Тотлебен подошел к Берлину и предпринял штурм, но потерпел неудачу и отступил. Вскоре в город вошли прусские части принца Вюртембергского, Гильзена и Клейста. В свою очередь, на соединение с Тотлебеном спешили Чернышев и Панин; прибытие австро-саксонского корпуса Ф.М. Ласси не оставляло защитникам прусской столицы никаких шансов. Прусские военачальники решили оставить Берлин без боя; гарнизон вынужден был капитулировать. Памятуя о бесчинствах австрийцев, на один день вошедших в Берлин в октябре 1757 года, пруссаки решили сдаваться русским.

В ночь с 8-го на 9-е октября (28 сентября по старому стилю) они известили о своей капитуляции Тотлебена; около трех часов пополуночи прусские войска начали выходить из Берлина.

В пять часов поутру русские появились у королевского дворца.

ТРИУМФ

Именно этот момент и изобразил Коцебу, хотя на его полотне солнце уже взошло, и Дворцовая площадь заполнена зрителями. Русская кавалерия выстроилась вдоль южного фасада королевского дворца. На заднем плане - русская пехота проходит по Длинному мосту через Шпрее мимо памятника Фридриху Вильгельму, Великому курфюрсту Бранденбургскому. В центре картины, на белом коне - бригадир русской службы Карл Бахман, назначенный комендантом Берлина, принимает хлеб-соль от членов берлинского магистрата.

/ Государственный Эрмитаж

Тотлебен не пожелал делить с кем бы то ни было славу завоевателя Берлина. Чернышев узнал о капитуляции прусской столицы лишь около семи часов утра; он пришел в негодование и немедленно отрядил войска под командой Панина для преследования прусских войск. Главные силы их ушли от погони, однако прусский арьергард был частью истреблен, частью пленен.

Тем же утром, около девяти, к городу подошли австрийцы. Ласси потребовал от русских половины города и часть контрибуции, наложенной ими на Берлин. Его требования были частично удовлетворены, но когда австрийцы начали грабеж, Тотлебен не остановился перед применением против них силы. Получив крупную контрибуцию, разрушив военные фабрики и опустошив берлинские арсеналы, 1го октября в три часа пополудни русские войска "с церемониею" покинули столицу Пруссии. Взятие Берлина стало достоянием истории - и легенд...

ЛЕГЕНДЫ

Некоторые из этих легенд бытуют и ныне. Многие верят, что Тотлебен первым заметил сходство ординарца полковника Ильи Денисова, Емельяна Пугачева, с великим князем Петром Федоровичем, будущим Петром III, и тем подал роковую мысль будущему самозванцу. Еще А.С. Пушкин указывал на полную несостоятельность этого мифа, но он по-прежнему популярен...

Известно также, что перед штурмом Зееловских высот, 16 апреля 1945 года, Герой Советского Союза майор Н.И. Белавин, командир эскадрильи штурмовой авиации, сбросил над расположением 29-го гвардейского стрелкового корпуса 8й гвардейской армии "ключи от Берлина". Считается, что это были копии ключей, преподнесенных русскому командованию в 1760 году и хранящихся по сей день в Казанском соборе в Петербурге...

Но ключей от Берлина в Казанском соборе нет, и никогда не было. Ключи, сброшенные Белавиным, имели, конечно, сугубо символическое значение и не восходили к конкретным оригиналам.

А силы взаимного притяжения и отталкивания, столь свойственные русско-немецким отношениям, причудливо отразились в судьбах автора этой картины и ее "внесценического" героя - графа Тотлебена: позднее он был уличен в измене и приговорен к смертной казни, но помилован, выслан из России и через несколько лет вновь принят на русскую службу...

СУДЬБЫ

Что касается самого художника, то он осиротел в четырехлетнем возрасте: в 1819 году студент Карл Занд, считавший писателя и драматурга Августа Коцебу врагом свободы и русским шпионом в Германии, заколол его кинжалом в Мангейме. Семья Коцебу перебралась в Россию; его сыновья верой и правдой служили России. Один из них - Отто (1788-1846), стал знаменитым мореплавателем; другой - Павел (1801-1884), крупный военный деятель, принадлежит к числу героев Севастополя.

/ Государственный Эрмитаж

Александр Евстафьевич Коцебу (1815-1889), их младший брат, в 1837 году оставил службу в гвардии и поступил в Академию художеств, где отличился в классе батальной живописи А.И. Зауервейда. В 1847 году император Николай заказал Александру Коцебу пять картин на сюжеты Семилетней войны, и в их числе - "Взятие Берлина". По исполнении эти картины были помещены в четвертую и пятую комнаты военной живописи в Зимнем дворце.

Здесь уместно вспомнить, что само возникновение живописного собрания Екатерины II косвенно связано со взятием столицы Пруссии. Берлинский коммерсант И.Э. Гоцковский, деятельно сотрудничавший с русскими военными властями в Берлине, оказался некредитоспособным и предложил Екатерине II в уплату своего долга принять коллекцию произведений живописи, собранную им для Фридриха II. Императрица не упустила возможности восторжествовать над прусским королем, и в 1764 году собрание Гоцковского было доставлено с берегов Шпрее на берега Невы...

Судьбы Живопись