19.08.2015 18:20
"Родина"

Как друг Пушкина и Лермонтова Григорий Гагарин оказался на войне на Кавказе

Текст:  Владимир Шевченко
Этим псевдонимом князь Григорий Григорьевич Гагарин (1810-1893) подписывал свои работы. Его одаренность была исключительной. Он блистательно рисовал карандашом и акварелью, создавал непревзойденные иллюстрации, писал картины маслом, профессионально разбирался в архитектуре и фресковой живописи, страстно коллекционировал произведения живописи и в течение ряда лет успешно руководил деятельностью Императорской Академии художеств.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU
Картины и рисунки Григория Григорьевича Гагарина

Князь родился в семье дипломата и до 13 лег жил за границей, поэтому в зрелых годах он "еле говорил по-русски и имел вид французского эмигранта". Князь Гагарин получил блестящее заграничное образование. Учился в Париже, Риме и Сиене, прослушав университетские лекции по математике, филологии, праву, философии и истории.

Но этого ему было мало, и он прошел курсы строительного искусства и живописи, благодаря чему впоследствии успешно проектировал и расписывал церкви. В юности князь брал уроки рисования и живописи у самого Карла Брюллова, влияние творческой манеры которого отчетливо прослеживается в созданных князем акварельных портретах. Сохранился юношеский альбом Гагарина, где собаки-мопсы разыгрывают сцены из жизни галантного XVIII века. Князь быстро заслужил среди своих светских приятелей славу изобретательного и талантливого рисовальщика, которая была упрочена модой на альбомные рисунки. Ранняя слава его не испортила. К своей популярности князь относился с завидной самоиронией. Сохранился "цветной рисунок, изображающий самого автора бегущим по улице, где из окон домов на него сыплется целый дождь альбомов, который бросают в него друзья, желающие иметь что-либо на память от художника".

Чем прославился шлем с обложки первого издания "Руслана и Людмилы"

Первоначально его жизнь протекала по традиционному для светского человека руслу. После окончания образования - зачисление в Коллегию иностранных дел и весьма успешная дипломатическая карьера. В 23-летнем возрасте молодой князь был пожалован придворным званием камер-юнкера. Дипломат служил в Париже, Константинополе и Мюнхене и к 30 годам дослужился до чина коллежского асессора. Однако карьера дипломата его прельщала мало.

Князя Гагарина постоянно влекло к писателям и людям искусства, и он очень скоро получил их признание в качестве талантливого иллюстратора, работающего в технике офорта. 9 ноября 1832 года Григорий Григорьевич написал своей матери: "Я познакомился с Пушкиным-автором. Мы в очень хороших отношениях. Я ему рисую виньетки для "Руслана и Людмилы". Через некоторое время один из пушкинских друзей так отозвался о молодом князе: "Он малый с истинным талантом, а не так, как я думал, только с навыком и набитою рукой. У него прелестные рисунки к "Ночным рассказам Гофмана, и мне очень жаль, что мало был в Москве и следственно не мог вглядеться в нашу архитектуру, в нашу древнюю утварь, в наше готическое, которое удивительно способно к разнообразию и прикрасе; однако ж и тут попытки у него славные". Эти слова оказались пророческими: у князя проснулся сильнейший интерес к древнерусской архитектуре и византиискому влиянию на нее, который он сохранил до последних дней своей жизни.

В бытность в Петербурге князь Гагарин стал ревностным членом "кружка шестнадцати", в который входили гвардейские офицеры и представители столичной золотой молодежи. Молодые люди вели себя так, словно в стране не было III Отделения. Дружеские отношения князя Гагарина с Лермонтовым, также входившим в этот кружок, были особенно тесными. Командующий Гвардейским корпусом великий князь Михаил Павлович весьма подозрительно относился к "кружку шестнадцати" и несколько раз грозился "разорить это гнездо".

Ахмет-паша с рисунка Лермонтова. Открытие спустя полвека

После ссылки поручика Лермонтова на Кавказ в 1840 году вслед за ним под различными благовидными предлогами в "теплую Сибирь" были отправлены как князь Гагарин, так и другие члены кружка. Князь какое-то время жил в одной палатке с Лермонтовым и выполнил вместе с ним две акварели: "Эпизод из сражения при Валерике" и "Схватка. Эпизод Из Кавказской войны". На этих акварелях сохранились обозначения: "Лермонтов рисовал. Гагарин расцвечивал".

Во время одного из сражений против горцев князь был вынужден отложить свои этюдник и взялся за оружие, проявив личную храбрость и мужество. Об этом было доложено императору Николаю Павловичу. Государь был восхищен и искренне удивился, почему такой молодец не носит военную форму. После чего князя из коллежских асессоров переименовали в поручики лейб-гвардии Гусарского полка и наградили орденом Св. Анны 3-й степени с бантом, который можно было получить только за воинскую доблесть. Долгие годы князь провел на Кавказе, где участвовал в боевых действиях против горцев, рос в чинах, получал боевые ордена и одновременно создал множество акварелей, в которых запечатлел эпизоды Кавказской Войны и обитателей края.

27 мая 1859 года генерал-майор свиты его величества князь Гагарин был назначен вице-президентом Императорской Академии художеств и занимал эту должность до 19 апреля 1872 года. Он много сделал для организации в академии музея византийских и русских древностей. Вице-президент настойчиво старался привить русским художникам, лишь единицы из которых прослушали полный гимназический курс, органическую потребность в широком кругозоре. Именно при князе Гагарине воспитанникам Академии художеств стали преподавать основы специальных дисциплин. Василий Стасов отмечал: "Теперь стали требовать от художника археологические, исторические, костюмные, вообще разные научные знания и подробности... Начали с изучения Византии, а кончили изучением всего русского". Академическая профессура в штыки встретила эти нововведения. После долгих лет изнурительной борьбы Григорий Григорьевич убедился в тщетности своих попыток реформировать академическое искусство. Покидая стены Академии, в своей прощальной речи он сказал, что находит "бесчестным занимать место, которое лишено всяких занятии и следовательно всякой пользы".

Опубликовано в журнале "Родина" №9 2004

Научная библиотека Живопись Журнал "Родина"