В Военной галерее Зимнего дворца легендарный генерал Александр Ланжерон запечатлен на эффектном портрете кисти Дж. Доу, написанном в 1820 году в Петербурге. Однако мы предпочли этому парадному полотну скромную гравюру, исполненную по рисунку не слишком известной французской миниатюристки Мари Терез де Нуартер: она запечатлела Ланжерона в зените его военной славы - в первые дни после штурма укреплений Монмартра, взятие которых предопределило капитуляцию Парижа.
ГЕРОЙ АМЕРИКИ
Луи Александр Андро, граф де Ланжерон, принадлежал к древнему и знатному бургундскому роду; он родился в Париже, 13 января 1763 года. В шестнадцать лет он вступил подпоручиком в корпус, предназначенный к десанту на Британские острова. Однако высадка эта не осуществилась, и в июле 1782 года юный Ланжерон отправился в армию графа Ж.-Б. Рошамбо: она действовала против англичан в Северной Америке вместе с войсками Соединенных Штатов.
У атлантического побережья Америки французов атаковала английская эскадра. Фрегат, на котором плыл Ланжерон, сел на мель в устье р. Делавер и был захвачен англичанами, но граф спасся от плена на шлюпке. В Бостоне Ланжерон присоединился к войскам, отправлявшимся в Южную Америку. Там ему довелось сражаться при Пуэрто-Кабельо, Каракасе, на островах Кюрасао и Санто-Доминго. По заключении Версальского мира (1783), обеспечившего Соединенным Штатам независимость, Ланжерон вернулся на родину. Грудь его украшал знак отличия Цинцинната, врученный ему как участнику Войны за независимость.
ГЕРОЙ РОССИИ
Революция 1789 г. вынудила Ланжерона покинуть Францию. В мае 1790 г. он поступил на русскую службу, и уже через месяц за отличие в сражениях со шведами был пожалован орденом св. Георгия 4й степени. По заключении мира со Швецией Ланжерон отправился на Дунай и при штурме Измаила показал, по словам Суворова, "отличную неустрашимость в атаке неприятеля". После победы над Турцией он принял участие в войне Первой коалиции против республиканской Франции, но в 1794 г. возвратился в Россию. При Павле I Ланжерон принял российское гражданство, и император возвел его в графское Российской империи достоинство.
Благоволил к нему и Александр, но после битвы при Аустерлице граф подвергся опале. Накануне сражения на военном совете Ланжерон оспорил диспозицию генерала К. Пфуля, указывая на гибельные последствия, которыми было чревато ее исполнение. Опасения графа оправдались: противник почти полностью истребил его колонну. Ланжерону повелено было подать в отставку.
Впрочем, через несколько месяцев государь возвратил его в строй, и генерал стяжал новые лавры в затяжной и кровопролитной русско-турецкой войне, победоносно завершенной накануне вторжения в Россию Наполеона.
Отечественную войну Ланжерон встретил в чине генерала от инфантерии; его корпус состоял в армии Чичагова и в главных событиях этой эпопеи до сражения при Березине участия не принимал. Зато в заграничных походах 1813 и 1814 гг. Ланжерон отличился при взятии Торна, в сражениях при Бауцене, Лейпциге, Суассоне, Лаоне и Фер-Шампенуазе.
Взятие Монмартра было последним его подвигом в наполеоновских войнах, и этот подвиг был оценен по достоинству. При встрече император спросил у него, не терял ли он чего-либо - граф был известен своей рассеянностью. "Вот что нашел я ваше на Монмартре!" - объявил Александр, улыбаясь, и вручил графу конверт. В конверте оказался орден св. Андрея Первозванного...
ГЕРОЙ ОДЕССЫ
В конце 1815 г. Ланжерон был назначен херсонским военным губернатором, одесским градоначальником, управляющим гражданской частью в Херсонской, Таврической и Екатеринославской губерниях, а также главнокомандующим Бугскими и Черноморскими казаками.
Он полюбил Одессу и оставил благодарные воспоминания у одесситов, навсегда связавших приморскую часть города с его именем. Едва ли не главной его заслугой стало введение в Одессе режима порто-франко, обеспечившего городу бурный рост и процветание.
Осенью 1820 г. Ланжерон встретился в Симферополе со своим соратником Н.Н. Раевским, направляющимся с семьей на Кавказ. Раевский представил Ланжерону своего спутника - подающего надежды поэта, высланного из Петербурга в Кишинев. Поэта звали Александр Пушкин.
Три года спустя граф вновь встретился с ним в Одессе, и здесь они неожиданно тесно сблизились: Ланжерон был для Пушкина живым воплощением Истории; в молодом стихотворце генерал, не чуждый сочинительства, нашел слушателя своих поэтических и драматических опытов... Их разговоры были откровенны и доверительны: граф сообщил Пушкину подробности цареубийства 11 марта 1801 года и позволил ему прочесть личные письма Александра I, написанные им Ланжерону до воцарения.
К этому времени от "дней александровых прекрасного начала" остались лишь воспоминания; торжествовала аракчеевщина. Проект отмены табели о рангах и введения новых начал в административном управлении, представленный Ланжероном государю, вызвал лишь раздражение; графу дали понять, что он должен подать прошение об отставке. 15 мая 1823 года Ланжерон был уволен от всех должностей.
Он уехал во Францию и возвратился в Россию лишь по воцарении Николая I. При объявлении войны с Турцией Ланжерон вновь встал под боевые знамена; однако в марте 1829 г. он навсегда покинул службу и поселился в Одессе.
В конце 1829 г. генерал вновь приехал в столицу. Пушкин поспешил прислать графу свою визитную карточку, и их встречи возобновились. Однако жить генералу оставалось недолго: полтора года спустя, 4 июля 1831 г., Ланжерон скончался в Петербурге от холеры. Похоронили его в Одессе...
ДАР ПРАПРАПРАВНУКА
Ланжерон был храбрым воином и обаятельным человеком. Ему в высшей степени был свойствен "острый галльский смысл"; его записки служат бесценным материалом для историков, а bon mots, срывавшиеся с его уст, способны рассмешить и через два столетия...
Гравюра с оригинала М. Т. де Нуартер поступила в Эрмитаж от прапраправнука нашего героя - Дмитрия Николаевича Ланжерона. Он живет США, в штате Нью-Джерси, в маленьком городке Liberty Corner - "уголке свободы". Этот городок расположен менее чем в ста милях от того места, где 233 года назад его предок высадился на берег Америки, чтобы сражаться за ее независимость. Дмитрию Николаевичу 87 лет. "Молимся за Россию", - пишет он из Соединенных Штатов.
Дмитрий Ланжерон успел прочитать о прапрапрадеде
В сентябрьском номере в рамках совместного проекта "Родины" и Эрмитажа был опубликован материал "Портрет графа Александра Ланжерона" - о генерале от инфантерии на службе Его Величества императора Всероссийского. Редкая гравюра поступила в музей от прапраправнука графа Дмитрия Николаевича Ланжерона, проживающего в американском городке Liberty Corner (штат Нью-Джерси).
Шестого сентября автор публикации, заведующий сектором новых поступлений Эрмитажа Виктор Файбисович направил Дмитрию Николаевичу письмо и ссылку в Интернете на материал "Родины". А через две недели пришел печальный ответ от дочери адресата:
"Уважаемый г-н Файбисович,
мой отец Димитрий Николаевич мирно скончался у себя дома в понедельник, 14 сентября 2015 года.
Я уверена, что получение Вашего электронного сообщения доставило моему отцу большое удовольствие. Спасибо Вам за это!
Скажу также, что прочла вашу статью в "Родине" и думаю, что Liberty Corner в самом деле связан с Луи Александром (графом де Ланжероном), который, вероятно, останавливался здесь во время Войны за независимость Соединенных Штатов - это место было тогда известно как Бычья Таверна. Если это так, то совпадение весьма знаменательно!
С лучшими пожеланиями, Мэри".
"Родина" №10 2015 год.