Проект для юношества
В 1907 году издательство Кнебеля задумало выпустить серию наглядных школьных пособий - "Картины по русской истории". К проекту, как сказали бы сейчас, привлекли выдающихся художников Серебряного века: Александра Бенуа, Ивана Билибина, Аполлинария и Виктора Васнецовых, Мстислава Добужинского, Сергея Иванова, Дмитрия Кардовского, Бориса Кустодиева, Евгения Лансере, Владимира Чемберса, Валентина Серова... Московский издатель и книготорговец Иосиф Николаевич Кнебель менее всего думал об извлечении прибыли. "Проработав свыше 25 лет с десятком всевозможных издателей, должен признаться, что среди них И.Н. Кнебель был сверкающим исключением: не преследуя только коммерческие интересы и часто прямо вопреки им, он с увлечением отдавался идее, его захватившей, особенно в области популяризации искусства в широких кругах", - писал о Кнебеле художник, искусствовед и реставратор Игорь Эммануилович Грабарь.
Заказ на печать "Картин по русской истории", выпущенных тиражом 3500 экземпляров, Кнебель передал в первоклассную европейскую литографию. Для земских школ, гимназий и реальных училищ великолепно напечатанные хромолитографии большого формата (61,0х83,0 см) стали прекрасными наглядными пособиями по отечественной истории. Даже второстепенные персонажи этих работ мирискусников поражают иконографической достоверностью. (В настоящее время полный комплект всех 50 выпусков "Картин по русской истории" есть только в одном месте - в отделе изобразительного искусства Государственного Исторического музея. Оригиналы кнебелевских репродукций хранятся в разных музеях - в ГТГ, ГРМ, а также в Одессе, Симферополе, Ереване, Минске, Перми, Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском и в музеях других городов, а также в коллекции семьи Кнебеля.)
Валентину Александровичу Серову издатель заказал картину, которая должна была изобразить царя Петра на постройке Петербурга.
Царь без глянца
Выбор был точен: противоречивая фигура царя-преобразователя давно не давала покоя художнику. И он со свойственной ему основательностью взялся запечатлеть образ "настоящего" Петра, не приукрашенного и не припудренного. Академик Игорь Грабарь, автор первой монографии о Валентине Серове, записал и сохранил для нас слова живописца:
"Обидно... что его, этого человека, в котором не было ни на йоту тщеславности, оперы, всегда изображают каким-то оперным героем и красавцем. А он был страшный: длинный, на слабых, тоненьких ножках и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головою, чем на живого человека. В лице у него был постоянный тик, и он вечно "кроил рожи": мигал, дергал ртом, водил носом и хлопал подбородком. При этом шагал огромными шагами, и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом. Воображаю, каким чудовищем казался этот человек иностранцам и как страшен он был тогдашним петербуржцам. Идет такое страшилище с беспрестанно дергающейся головой. Увидит его рабочий - хлоп в ноги! Петр тут же его дубиной по голове ошарашит: "Будешь знать, как кланяться, вместо того чтобы работать!" У того и дух вон. Идет дальше. А другой рабочий, не будь дурак, смекнул, что и виду не надо подавать, будто царя видишь, и не отрывается от дела. Петр дубиной укладывает и этого на месте: "Будешь знать, как царя не признавать". Страшный человек..."
Тон правды
Художник работал над картиной осень и зиму 1907 года. Трудился в архивах и запасниках Эрмитажа, зарисовывая в разных ракурсах посмертную маску Петра (ее снял с лица царя после его смерти скульптор Бартоломео Карло Растрелли), посещал исторические лекции, без устали занимаясь рутинной подготовительной работой. В итоге Серов стал непревзойденным знатоком петровской эпохи: мельчайшие детали его картины имеют убедительное документальное обоснование. Но, конечно же, суть картины "Петр I" не может быть сведена только к этому.
Серов гениально воссоздал живописными средствами визуальный образ петровской эпохи. По силе эстетического и эмоционального воздействия его полотно вполне соизмеримо с посвященной царю Петру прозой Пушкина: "Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, - вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика[1]". Картина Серова "Петр I" - это не только яркий пример удачного и запоминающегося изображения былого, это феномен воссоздания реальнейшей реальности, реальности в превосходной степени; это пример достижения Абсолюта - высшего эталона художественной правды, любое отклонение от которого рассматривается как отклонение от правды Истории. В полотне Серова есть ни с чем не сравнимое обаяние того "тона правды", который мы можем отыскать лишь на страницах гениальной эпопеи Толстого "Война и мир".
В этом смысле и толстовская эпопея, и серовская картина стоят на недостижимой для других творцов высоте и до сей поры не имеют соперников.
Современники о Валентине Серове
В полотне Серова есть ни с чем не сравнимое обаяние того "тона правды", который мы можем отыскать лишь на страницах гениальной эпопеи Толстого "Война и мир".
"Проницательный и строгий к людям, Серов во время своих наблюдений всегда ставил людям отметки: одному тройку, другому двойку, редко кому четыре с минусом и очень часто единицы"
(И.Э. Грабарь)
"Портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя; и обличают сокровенный смысл лица, созданного всей жизнью, всеми тайными помыслами и всеми утаенными от других переживаниями"
(В.Я. Брюсов)
"Он своим наблюдательным, трезвым взглядом видел в каждом человеке, а особенно в том, которого он в данный момент изображал, карикатуру"
(М.К. Морозова)
"И, может быть, в нем жил не столько художник, как ни велик он был, сколько искатель истины"
(К.А. Коровин)
"Портрет Серова - это целая характеристика, плюс живопись почти старых мастеров - умная, простая, энергичная"
(М.В. Нестеров)
"И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция - все было у Серова, и было в превосходной степени"
(П.П. Чистяков)
"Все, чего я добивался, это - свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картине"
(В.А. Серов)
"Он носит свои собственные волосы..."
Что изучал художник, готовясь к работе
- "Посреди самого пылу войны Петр Великий думал об основании гавани, которая открыла бы ход торговле с северо-западною Европою и сообщение с образованностию. Но Петр Великий положил исполнить великое намерение и на острове, находящемся близ моря, на Неве, 16 мая заложил крепость С.-Петербург (одной рукою заложив крепость, а другой ее защищая. Иван Голиков)"2.
- "Между островы теми малый есть островец, на самом разсечении полуденныя и средния струи стоящий; тот островец судился быти угодный к новой крепости, понеже и мал собою, так что лишней на нем земли, кроме стен градских, не останется; и однак не так мал, чтоб не доволен был дать на себе места фортеции приличнаго, и вкруг себя глубину имеет корабельным шествиям подобающую..." (Феофан Прокопович)3.
- "Река постоянно была заполнена большими кораблями, привозившими всевозможные материалы" (Петербург в 1714 году. Мемуары П.Г. Брюса, офицера на службе Пруссии, России и Великобритании)4.
- На груди царя - звезда ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Сам Петр I, учредивший первый и высший российский орден, был отмечен этой наградой лишь седьмым, за конкретный военный подвиг, совершенный в 1703 году, - взятие двух шведских боевых кораблей в устье Невы. За то же дело ордена был удостоен и соратник Петра - А.Д. Меншиков. Всего в петровское время орден получили 38 человек.
- "Он носит свои собственные волосы [без парика], что ему очень к лицу. А вообще он ходит в скромной одежде, не любит нарядов и излишнего числа прислуги. Он ненавидит праздность и любит тех, кто усердно занимается работой, в чем бы она не заключалась" (Описание новопостроенного на оконечности Восточного моря русского столичного города С.-Петербурга, в котором описывается его местоположение, возникновение и развитие... 1716-1717 гг.)5.
- "...Наконец пришел его величество царь в простом зеленом кафтане, сделанном наподобие тех, которые носят моряки в дурную погоду (перед тем же на нем был коричневый с серебряными пуговицами и петлицами); шляпу он почти никогда не надевает, приказывая носить ее за собою одному из своих денщиков"6. В первой половине XVIII века модным головным убором была треуголка, украшенная галуном и перьями, но обычно ее не надевали, а держали на сгибе левой руки.
- "Крепостная церковь... самая большая и красивая в Петербурге; при ней высокая колокольня в новом стиле, крытая медными, ярко вызолоченными листами, которые необыкновенно хороши при солнечном освещении. Эта прекрасная церковь построена вся из камня и не в византийском, а в новом вкусе, внутри с крепкими сводами и колоннами, снаружи с великолепным портиком, находящимся под колокольнею. (Камер-юнкер Фридрих-Вильгельм7 Берхгольц. Дневник. 24 июля 1721 года).
Открытие грандиозной ретроспективной выставки Валентина Серова в Государственной Третьяковской галерее фактически совпало по времени с началом нового учебного года и приходом в школы новых учебников истории. Возникает резонный вопрос:
КОГДА РОССИЙСКИЕ ЖИВОПИСЦЫ СОЗДАДУТ ДЛЯ НЫНЕШНИХ ШКОЛЬНИКОВ НОВЫЕ "КАРТИНКИ ПО РУССКОЙ ИСТОРИИ?"
*Выставка "Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения" откроется 7 октября 2015 года.
1. Пушкин А.С. История Петра // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 тт. Т. 10. М., 1995. С. 221.
2. Пушкин А.С. История Петра. С. 64.
3. [Феофан Прокопович] История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии и взятия в плен остальных шведских войск при Переволочне, включительно, сочиненная Феофаном Прокоповичем. 2-е изд. М., 1788 // http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Prokopovic/text.phtml
4. Цит. по: Калязина Н.В., Комелова Г.Н. Русское искусство Петровской эпохи. Альбом. Л. 1990. С. 198, N 168.
5. Цит. по: Калязина Н.В., Комелова Г.Н. Русское искусство Петровской эпохи. Альбом. Л. 1990. С. 158, N 135.
6. [Берхгольц Ф.-В.] Дневник камер-юнкера Фридриха-Вильгельма Берхгольца. 1721-1725. - Ч. 1, 2 // Неистовый реформатор. М.: Фонд Сергея Дубова, 2000. С. 141-142.
7. [Берхгольц Ф.-В.] Дневник камер-юнкера Фридриха-Вильгельма Берхгольца. 1721-1725. - Ч. 1, 2 // Неистовый реформатор. М.: Фонд Сергея Дубова, 2000. С. 174-175.
Грандиозную выставку* составят произведения из 18 российских и 5 зарубежных музеев, а также из частных коллекций. "Родина" представляет один из шедевров кисти мастера - историческую картину "Петр I".