Въезжая в этот городок (население всего лишь около 4 тысяч человек), вы словно переноситесь в XIX век: одноэтажная деревянная застройка и совсем немного кирпичных зданий. А первые русские поселения появились здесь еще в XIV веке - благодаря новгородским купцам, оценившим выгоды местности на пересечении двух водных артерий. Один путь - к Белому морю, другой на восток, к Уралу.
Еще в начале ХХ века тут стояли по меньшей мере 12 церквей. Увы, девять из них были полностью разрушены в советский период.[ ]Но своеобразные "бриллианты в короне", два Строгановских собора, по-прежнему гордо возвышаются над городом во всем своем великолепии. Один посвящен Благовещению, второй - Введению Пресвятой Богородицы во храм.
Резонный вопрос: почему столь величественные сооружения построены в такой глуши? Ответ - неподалеку от Благовещенского собора: соляной источник с бревенчатой башенкой (копией тогдашнего строгановского частокола). А еще здесь соленое озеро Солониха и солоноватая речка Усоль. Да и название города говорит о том же - "соль Вычегды".
Именно здесь в XVI веке предприимчивые Строгановы установили монополию на производство соли, которая принесла им баснословное богатство. Но достойна уважения не только их деловая хватка. На протяжении XVI и XVII веков Строгановы жертвовали большие суммы на нужды искусства и ремесел. По сей день историки различают "строгановский стиль" в архитектуре - от Сольвычегодска и Нижнего Новгорода до Перми.
Главный вклад, который внес Аника Строганов в русскую архитектуру - Благовещенский собор - стал последним из церковных сооружений, возведенных на Русском Севере в правление Грозного. Внешний вид Благовещенского собора весьма своеобразен. Мастеровым Строганова (чьи имена неизвестны, хотя есть данные, что все они - выходцы из Ростова Великого) удалось поместить основной купол на двух массивных столпах, в то время как четыре боковых купола располагаются на системе арочных сводов. А собор Введения Пресвятой Богородицы ознаменовал собой пик развития строгановского стиля церковной архитектуры. Храм был построен в Введенском монастыре, основанном в 1565 г. тремя сыновьями Аники Строганова - Яковом, Григорием и Семеном. Это поистине выдающееся сооружение. Не нуждаясь в колоннах, крыша и пять куполов храма покоятся на двух сдвоенных арках. Тем самым был достигнут эффект света и простора - смелый и нестандартный проект, воплощенный неизвестным строителем...
Зато известно имя мастера, создавшего в 1693 году великолепный семиярусный иконостас собора, - Григорий Иванов.
Смотрю и не могу насмотреться на эти рукотворные чудеса архитектуры. Не перестаю удивляться энтузиазму хранителей сольвычегодских древностей, продолжающих делать все возможное для сохранения истории своего края и исчезнувшей империи Строгановых.