13.10.2015 17:00
"Родина"

Автор скетчбука "Москва - Владивосток" мечтает о настоящем путешествии

Студентка Екатерина Гущина стала героиней Интернета, поместив там альбом* своих дорожных зарисовок "Москва - Владивосток"
Текст:  Сергей Емельянов
Родина - Федеральный выпуск: №10 (1015)
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

- Каково студентке-второкурснице стать знаменитостью?

- Ну, это вы слишком... Я всего лишь выполняла учебное задание на факультете дизайна в Высшей школе экономики. Нам еще на первом курсе поручили в течение всего года выполнять какую-нибудь работу на скетчбуке...

- Минуточку, давайте сразу разъясним читателям, что это такое.

На месте Хорёвки из рассказа Тургенева теперь только памятный столб. Корреспонденты "Родины" прошли по дорогам "Записок охотника"

- Скетчбук - блокнот из плотной бумаги для зарисовок на ходу. Можно сказать, иллюстрированный дневник путешественника. Когда работа была закончена, мой скетчбук распечатали для общего просмотра и получилась линия в десять метров.

- Вы, действительно, проехали на поезде до Владивостока?

- Что вы! У меня на это денег просто нет... Проехала несколько перегонов от Москвы. Ну, и постоянно езжу на поезде к родителям из Москвы, где учусь, в Нижний Новгород - вот и весь мой железнодорожный опыт. Некоторых это разочаровывает: одна учительница написала мне, что на моих работах рассказывала детям о российской природе. А теперь, мол, получается, что их обманула. Я ответила, что для изучения природы лучше подошел бы какой-нибудь атлас, а моя работа - художественный проект. Так его и надо рассматривать.

- В альбоме обилие информации - географической, исторической... Откуда вы черпали материал?

- Из рассказов друзей, из Интернета, из книжек... Пришлось основательно покопаться в истории малых и больших станций и городов, списывалась со специалистами, бабушка моя, по профессии архитектор, главным моим критиком была... Чтобы духом поездки проникнуться, я попросилась у проводников поезда "Москва-Владивосток" походить по вагонам...

Работала много и с удовольствием, но когда до Владивостока оставалось около двух тысяч километров, вдохновение вдруг пропало. Чтоб его вернуть, пришлось сесть в настоящий поезд, до родного Нижнего. Но на этот раз я разбила маршрут на несколько участков и проехала их не спеша, за неделю - на электричке, в плацкарте, купе, СВ... В дороге говорила с людьми, сидела на вокзалах, многим показывала свой дневник, слушала отзывы...

Это здорово помогло мне. Подпитало идеями. И интерес вернулся.

- От Москвы до Владивостока 9288 километров, сотни больших и малых станций. На какой хотелось бы сойти?

- Знаете, я так непросто собирала материал, что каждая мне дорога. Очень интересна станция "Петровский завод", между Улан-Удэ и Читой. Сюда были сосланы десятки декабристов, они в основном строили дороги. А на местном металлургическом заводе работать им не давали, опасались, что не так повлияют на рабочих. Но однажды на заводе сломался какой-то важный агрегат, и в цех допустили Николая Бестужева и Константина Торсона. Они поломку устранили.

80 лет назад на башнях Кремля появились первые пятиконечные звезды

Еще очень заинтересовала станция с удивительным названием Ерофей Павлович, в Амурской области, - в честь Ерофея Павловича Хабарова, русского первопроходца, который в ХVII веке прошел походом весь Амур, заложил много поселений. В честь него и Хабаровск назван. Мне бабушка рассказывала, как в 70-х годах она ехала из Новосибирска и у станции Ерофей Павлович что-то случилось, поезд остановился в тайге на целый день. Пассажиры пошли собирать грибы, потом их в вагонах на нитках сушили, и они покачивались под стук колес.

Кстати, я в 13 лет училась в Англии языку и однажды нам разрешили самостоятельно вернуться из Лондона в Эгхэм. И вдруг электричка остановилась. Всего-то на три-четыре минуты, но видели бы вы панику среди пассажиров. Там жизнь рассчитывается поминутно, опоздание поезда рушит планы на весь день. Совсем другие люди, совсем другие поезда...

А еще в Слюдянке хочется сойти, там поезд целый день кружит вдоль Байкала - красота неописуемая. И в Новосибирске, где долго жила моя мама...

- Откуда такие детали в вашем альбоме: разбитое шпаной окно на дальневосточной станции Угольная, чайная сода на столике в купе, песенка про маленькие станции?

- Многие вещи мне рассказывали пассажиры, многое находила в интернетных дорожных рассказах. А песенку на стихи Анатолия Чепурова мне мама спела.

Домашний архив Родины: В 13 лет мой дед сбежал из дома с цирком-шапито

Знаете, если бы мне так сердечно не помогали совсем незнакомые люди, я бы ничего не сумела нарисовать. Самое страшное для меня было сделать что-то не так, написать неправду. Ведь люди будут смотреть и сравнивать: а вдруг, скажем, статуя Ленина, коих полно на станциях, стоит по другую сторону от вокзала - сразу пропадет доверие ко всей моей работе. Тысячи хороших откликов говорят, что у меня многое получилось.

- Что-то после этой работы изменилось в вашем восприятии жизни, нашей страны, себя?

- Очень многое. Я поняла, какая прекрасная у меня Родина.

- А вы ведь ее еще толком не видели...

- Вы о том, чтобы взять билет на поезд до Владивостока? Это обязательно случится!


* Печатается в сокращенном варианте

Дороги