17.03.2016 12:00
"Родина"

25-летняя художница решила перевести в цвет русскую историю Карамзина

Почему 25-летняя художница Юлия Леонычева решила перевести в цвет черно-белую русскую историю
Текст:  Дмитрий Шеваров
Родина - Федеральный выпуск: №3 (316)
"История государства Российского" - одно из тех произведений русской классики, к которому крайне редко обращаются художники-иллюстраторы. Возможно, их отпугивает фундаментальность карамзинского труда. Чтобы проиллюстрировать все тома "Истории..." нужна, кажется, не одна, а несколько жизней. Столь масштабная работа по силам лишь коллективу книжных графиков. Так мне думалось, пока на выставке в Центре графических искусств имени И. Федорова не увидел цветные литографии выпускницы Московского государственного университета печати Юлии Леонычевой.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU
В 2016 году исполняется 250 лет со дня рождения историка Карамзина

Карамзин в цвете! - первое, что поражает в ее работах. Ведь мы привыкли к бедным графическим заставкам, скупо разбросанным по серой бумаге. Отчего и сам карамзинский текст может показаться кому-то устаревшим, как черно-белое кино...

Год Карамзина, объявленный журналом "Родина", - прекрасный повод встретиться с молодой художницей.

- У каждой эпохи своя палитра, своя гамма, - говорит Юлия. - Так получилось, что преобладающие цвета в моей серии работ - красный и синий. Красный - цвет военных испытаний и страданий, синий - небо, Покров Богородицы, простор...

- Почему из всей русской и мировой литературы вы выбрали Николая Михайловича Карамзина?

- Выбрал мой учитель Борис Аркадьевич Диодоров еще в 2007 году, когда я только поступила в институт. Дал мне прочитать избранные главы "Истории государства Российского"...

Литографии Юлии Леонычевой к "Истории государства Российского" Карамзина
Цитаты из "Вестника Европы" Карамзина, которые актуальны и сегодня

- Язык Карамзина не был препятствием? Многих ваших ровесников не заставишь читать великого историографа...

- Напротив! Я читала запоем, не чувствуя никакой архаики.

- Вам было тогда семнадцать лет. Замахнуться на двенадцать томов - какую же смелость надо иметь...

- Мне было интересно. Читала Карамзина, заходила в древние московские храмы, расписанные фресками от пола до потолка...

На летней практике в Тверской области, в Старице, однажды зашли в храм, а солнечный свет лился сверху, из окна, и освещал фрески. Поток света, в котором переливались мельчайшие частицы воздуха, фрески - все это произвело на меня огромное впечатление. И я сразу увидела, какими должны быть иллюстрации к Карамзину - иконописными.

- Техника литографии тяжела в самом буквальном смысле: литографские камни не всякий мужчина согласится ворочать. Не разумнее ли творить в технике, не требующей таких усилий и затрат времени?

Кухня Родины: "Пирожки натурально а-ля Карамзинъ..."

- Да, иногда на одну картинку уходит год, а то и полтора. На стадии эскизов возникает миллион вариантов. Бывает: все передумала, всю себя извела, а все равно не получается... Но мне важно преодолевать сопротивление материала - так мне проще организовать себя. Нравится работа на камне. Камень зовет, притягивает. В этом есть тайна. Мне кажется, что если возьмешь другую технику, то камень не простит измены.

- Одна из самых популярных рубрик нашего журнала - "Моя история". У вас она есть?

- Оказалось, что мой прапрадед по папиной линии Дмитрий Федорович Копытин был священником. В 1905 году в Москве, во время столкновений молодежи с полицией, он был тяжело контужен, у него отнялась одна сторона тела, и он сказал себе: если выживу, то посвящу свою жизнь Богу. Он выжил, закончил семинарию, был направлен в Дмитровский уезд. А много лет спустя, когда меня маленькую принесли в храм крестить (это была Церковь Введения Богородицы в деревне Очево), оказалось - это тот самый храм, где служил прапрадед!

- Что дала вам встреча с Карамзиным?

- Он помогает мне спокойнее смотреть на происходящее. Столько всего уже было пережито нашей страной, и люди не отчаивались... Карамзин помогает отключиться от того, что в телевизоре.

- Какие издательские перспективы у вашей работы?

- Есть идея рукотворной книги, куда вошли бы оригинальные оттиски. Но их будет всего двадцать экземпляров.

- Это, скорее, для коллекционеров...

- Да, мне бы очень хотелось, чтобы появилось и демократичное издание. Чтобы моя работа пришла к людям, к тем, кто любит русскую историю, к школьникам. Почему-то надеюсь, что все будет хорошо.

Наши авторы
Юлия Леонычева
Почему юная художница посвятила себя иллюстрированию Карамзина

Юлия Леонычева родилась в 1990 году в Москве.

В 2013 году закончила Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова, факультет графических искусств (мастерская народного художника
Б.А. Диодорова) по специальности "художник-график".

С 2014 г. член Московского союза художников. Отделение книжной графики.

С 2014 г. член Ассоциации АРТ-Поколение.

Участница многих российских и международных выставок.

Работы хранятся в Пушкиногорском государственном музее-заповеднике, Тотемском краеведческом музее, частных коллекциях.

Кстати

В середине 2000-х годов в среде отечественных историков и писателей возник Карамзинский клуб, развивающий традиции творческого стиля Николая Михайловича. Раз в год, по решению действительных членов Клуба, вручается премия - Карамзинский крест. Им никогда не удостаивают "в честь заслуг", "за вклад", "за плодотворную деятельность", но только за хорошо написанную книгу. Кавалерами Карамзинского креста за время существования премии стали 28 писателей, ученых, исследователей.

Легенды Актуальное искусство