30.03.2016 17:18
"Родина"

Триумф и крах империи Софьи Фальц-Фейн

История одной благородной семьи предпринимателей, не пережившей революции.
Текст:  Дарья Громова (аспирант)
Родина - Федеральный выпуск: №4 (416)
В наше время незаслуженно забыто имя женщины, создавшей на юге Российской империи то, что когда-то именовали "империя Фальц-Фейнов". В предпринимательском деле она сумела добиться высот, коих в царской России на этой ниве не смогли достичь многие мужчины. Речь идет о Софье Богдановне Фальц-Фейн (1835-1919), талантливой предпринимательнице и деятельной благотворительнице.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

С чего началась империя Фальц-Фейнов

В XIX имя Фальц-Фейн было широко известно по всей России, и род этот пользовался заслуженным уважением. Его родоначальником стал "вольный колонист" Иоганн Фейн (1773-1832), который поселился в Таврической губернии в конце XVIII столетия. В 1813 г. ему удалось приобрести на публичном аукционе казенное имение площадью около 3,5 тысячи десятин земли - это приобретение и положило начало состоянию семьи. Трудолюбием и упорством отличался и сын Иоганна, Фридрих Фейн (1794-1864), который стал крупнейшим овцеводом в России и одним из самых зажиточных землевладельцев Таврической губернии. Наконец, именно Фридрих Фейн приобрел имение Аскания-Нова, уже в 57 тысяч десятин, - будущее фамильное гнездо Фальц-Фейнов. Омрачало его успех лишь отсутствие наследников, однако и тут Фейн нашел изящное решение: выдав замуж свою единственную дочь Элизабет, он настоял на том, чтобы молодые сохранили родовое имя Фейнов. Таким образом, после брака Элизабет Фейн (1819-1875) и Иоганна Фальца (1808-1872), появилась фамилия "Фальц-Фейн", что позволило и сохранить в истории имя предприимчивых Фейнов, и дать ему продолжение в союзе с семьей Фальц1.

Малоизвестный портрет выдающегося французского полководца Моро

Софья Богдановна, до замужества София Луиза, родилась в 1835 г. в состоятельной семье немецких колонистов Готлиба-Готфрида Кнауфа и Марии Зее. Семья эта была одной из самых уважаемых в Екатеринославе, поэтому в 1862 г., в поисках невесты братья Фальц-Фейн, внуки Фридриха Фейна, просто не могли обойти вниманием дом родителей Софьи2. История с женитьбой на девице Кнауф достойна отдельного повествования, ведь на руку Софьи Луизы претендовали сразу два брата Фальц-Фейн: практичный Эдуард (1839-1873) и романтичный Густав (1844-1890). Софии гораздо приглянулся аристократичный и мечтательный Густав, однако, несмотря на взаимную симпатию Софии и Густава, было решено, что София станет женой Эдуарда. Решение это было принято под давлением деспотичного Фридриха Фейна, желавшего поскорее обеспечить судьбу внуков и своего состояния. По его мнению, первым жениться непременно должен был старший сын, наследник имущества, поступить иначе - пойти наперекор традициям. Так, не по своей воле, София Луиза стала женой наследника состояния Фальц-Фейнов, а Густав с разбитым сердцем уехал как можно дальше от дома, в Европу, чтобы не быть свидетелем семейного счастья своего соперника. Однако этот брак, несмотря на многочисленное потомство, оказался несчастливым и сопровождался многолетним скандалом, поскольку София так и не смогла перешагнуть через свои чувства к деверю, что, несомненно, доставляло страдания и ее несчастному нелюбимому мужу. Словно в любовном романе, разрубить этот узел смогла лишь смерть: в 1883 г. Эдуард скончался, и София и Густав, с согласия родных, наконец, спустя двадцать лет, поженились. Однако запоздалое счастье было недолгим: через семь лет Густав последовал за братом. Парадоксально, но именно этот пресловутый mnage a` trois (шведская семья) помог сохранить целостность состояния Фальц-Фейнов: благодаря тому, что братья столь трагически вынуждены были делить между собой любимую женщину, им не пришлось делить между собой наследство. Таким образом, в 1890 г. Софья Богдановна, став вдовой уже во второй раз, сосредоточила в своих руках все богатства клана3.

Долгое время источник богатства Фальц-Фейнов составляло лишь овцеводство, на котором и нажил свое состояние основатель рода Фридрих Фейн. К началу восьмидесятых годов XIX века у наследников Эдуарда Фальц-Фейна под посевы уходило лишь одна двадцатая часть земель, зато содержалось двести тысяч одних только тонкорунных овец, что превышало поголовье любого другого овцевода в губернии. Стадо существовало и приумножалось с 1830 г., и хозяева активно заботились о главном источнике своего состояния4. Однако к концу XIX века это занятие стало не столь прибыльным, поскольку новые капиталистические порядки и падение цен на шерсть требовали новой экономической стратегии. В этой ситуации Софья Богдановна решила отойти от традиционных методов хозяйствования и сделать ставку на промышленность, причем по ее замыслу семейные капиталы не стоило вкладывать только в одну сферу. Так, в разное время ею были основаны кондитерская фабрика в Дофино, винный завод в Преображенке и несколько других предприятий в Херсонской губернии. Помимо этого, в Одессе была открыта консервная фабрика, торговой маркой которой стала знаменитая "золотая рыбка на велосипеде".

Настоящим триумфом Софьи Богдановны стало основание в 1897 г. незамерзающего порта Хорлы, расположенного на небольшом полуострове, омываемом Черным морем. Согласно легенде, местоположение порта Софья Богдановна выбрала согласно указанию древнегреческого историка Страбона: автор "Географии" описывал в Причерноморье гавань с теплым подводным источником. Хорлы стали своего рода городом-государством, инфраструктура которого включала в себя даже собственное пароходство, флагманом которого стал пароход "София". Отсюда шла оживленная торговля с Европой, товаро-пассажирские перевозки из Крыма в Одессу, а полученные доходы позволяли совершенствовать инфраструктуру: строились дороги, электростанции, почта, телеграф, и даже была обеспечена телефонная связь с континентом. Помимо этого было устроено все, что было так необходимо населению: больницы, школы, гостиницы, а также кинотеатр "Иллюзион".


Благотворительность

Крымская усадьба генерал-фельдмаршала Милютина под угрозой сноса

Помимо славы от успеха ее предприятий, Софья Богдановна была также известна участием в благотворительной деятельности. Доход позволял Фальц-Фейнам систематически жертвовать большие суммы на богоугодные дела. Особенно нуждалась в финансовой поддержке образовательная система империи, поскольку в ходе Великих реформ Александра II государство возложило ответственность за учреждение и содержание учебных заведений на общественные организации, в первую очередь на земства, однако последние просто не были готовы принять все эти баснословные расходы на себя. Еще первый муж Софьи Богдановны Эдуард, активно занимаясь общественными делами в земстве, жертвовал крупные суммы на благотворительность, в том числе на образование. Активной благотворительностью в сфере образования впоследствии занялась и сама Софья Богдановна, а также ее дети: так, известно, что Фальц-Фейны числились распорядителями Дорнбургского и Черноморского училищ Днепровского уезда5. В селе Громовка Эдуард Фальц-Фейн построил здание школы и возглавил ее опекунский совет, а его вдова поддерживала учебное заведение после его смерти. На выделенные ею деньги в 1883 г. был сделан капитальный ремонт здания Громовского училища: сделаны новые рамы, починены двери, исправлена крыша, покрашены полы и окна6.

Не ограничившись единовременной финансовой поддержкой, Софья Богдановна сумела принять личное участие в деле народного образования, став попечительницей одной из школ Днепровского уезда Таврической губернии. Фактически, фигура попечителя была призвана решить материальные проблемы учебного заведения, поскольку финансовая несостоятельность земств рождала необходимость в щедром спонсоре. Впрочем, зачастую, попечителю требовалось играть одну из предложенных ролей и, как правило, более обеспеченные граждане предпочитали делать пожертвования, в то время как менее состоятельные - устраивать благотворительные мероприятия и подыскивать новых учителей. Попечители народных училищ избирались земствами, городскими и сельскими общинами, учреждавшими эти учебные заведения, а само назначение на эту должность было признаком общественного признания7. Софья Богдановна в должности попечительницы Алешковского женского училища, помимо повседневных забот об учащихся, учителях и школьном имуществе, помогала и с организацией праздников для учениц8. Главная обязанность попечителей состояла в привлечении к школьному обустройству благотворительных обществ и частных лиц, а самое верное для этого средство - личный пример. Таким примером и стала Софья Богдановна, которая, в отличие от многих попечительниц, пользовалась финансовой независимостью, отчего ее подопечные, безусловно, только выигрывали.


Наследники

Дети по жребию разделили между собой владения Фальц-Фейнов. Однако, несмотря на их уже финансовую независимость, главной клана по-прежнему оставалась мать. У Софьи Богдановны и ее первого мужа (во втором, позднем, браке детей не было) было шесть сыновей и одна дочь, и дети оказались под стать матери.

Старший сын Фридрих (1863-1920) стал успешным натуралистом. Получив в наследство имение Аскания-Нова, он превратил его в заповедник, где проводилась профессиональная селекция растений и животных и сельскохозяйственные исследования9. В 1914 г. Асканию-Нова по дороге в Ливадию посетил император Николай II, где хозяин ознакомил высокого гостя с историей семьи, огромным хозяйством, зоопарком и дендропарком. Высоко оценив заслуги Фальц-Фейнов перед Россией, император пожаловал семье дворянское достоинство. С этого времени их фамилия стала писаться фон Фальц-Фейн: баронский герб семьи украсил профиль лошади - символ спасенной Фридрихом Эдуардовичем от исчезновения лошади Пржевальского.

Примечательной личностью был Владимир Фальц-Фейн (1877-1946), выпускник юридического факультета Новороссийского университета. Он пошел по стопам отца, активно занялся общественной деятельностью, неоднократно избирался почетным мировым судьей по Днепровскому уезду, участвовал в Русско-японской войне, был награжден. В период революции 1905-1907 гг. он подался в политику, и в 1907 году был избран депутатом III Государственной думы, где представлял партию октябристов10.

Интересны фамильные связи Фальц-Фейнов. Через детей Софьи Богдановны они косвенно породнились с великим русским писателем Федором Михайловичем Достоевским (1821-1881): сын Софьи Богдановны Александр (1864-1919) первым браком был женат на Анне Петровне Цугаловской, сестра которой, Екатерина, в свою очередь стала женой Федора Федоровича Достоевского (1871-1921) - сына писателя. Единственная же дочь Софьи Богдановны, Лидия Эдуардовна (1869-1937), вышла замуж за Дмитрия Дмитриевича Набокова (1867-1949), дядю Владимира Владимировича Набокова (1899-1977), связав тем самым Фальц-Фейнов и с другим известным писателем русского происхождения.

Как отдыхали и лечились советские вожди в 1920-е годы

До самых последних дней Софья Богдановна работала в конторе в Хорлах, лично разбирая дела и принимая посетителей. Однако свой жизненный путь Софья Богдановна окончила трагически. Революция застала ее дома, в огромном белокаменном дворце в Преображенке, который выстроил ее второй муж для их большой семьи. Несмотря на предупреждения и увещевания детей, она ни за что не хотела покидать Россию, говоря, что никому ничего дурного не делала, стало быть, и бояться ей нечего. Однако Софья Богдановна ошибалась: в 1919 г. ее расстреляли за несколько часов до прихода белых. До сих пор неизвестно, кто точно повинен в ее гибели: смерть главы клана Фальц-Фейн обросла огромным количеством слухов и шокирующих подробностей. К примеру, ее невестка, Анна Фальц-Фейн, и вовсе утверждает, что свекровь была поднята на штыки и погребена без всяких обрядов "как собака". Несмотря на это свидетельство, Софья Богдановна не была брошена без погребения: нередко как доказательство ее популярности в народе приводят фотографию с ее похорон, где видно, что церемония погребения проходит в кругу местных жителей11. Достоверно известно, что Софья Богдановна была убита людьми, называвшими себя революционерами, однако неясно, по приказу или в порядке самосуда. Фальц-Фейны вынуждены были эмигрировать из России. Белый дворец в Преображенке был разрушен до основания как неуместный памятник эпохи эксплуатации.


Примечания
1. Штах Я. Очерки из истории и современной жизни южнорусских колонистов. М., 1916. С. 144-146.
2. Рыхляков В.Н. Родня Набоковых - Фальц-Фейны // Набоковский вестник. Вып. 2. Набоков в родственном окружении. СПб., 1998. С. 107.
3. Данилевич Н.В. Барон Фальц-Фейн. Жизнь русского аристократа. М., 2000. С. 31-39.
4. Памятная книжка Таврической губернии. Симферополь, 1889. Отдел IV. Статистика сельского хозяйства. С. 22-23.
5. Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии Севастопольского и Керченского градоначальств за 1898-1899 годы. Симферополь, 1900. С. 107.
6. Дьяконов А. Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии за 1884 г. Бердянск, 1885. С. 42.
7. Инструкция попечителям и попечительницам начальных народных училищ Таврической губернии // Дьяконов А. Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии за 1883 г. Бердянск, 1884. С. 103-106.
8. Общий очерк состояния народных училищ. С. 108.
9. Задерейчук А.А. Внесок роду Фальц-Фейнiв у соцiально-економiчний та суспiльно-полiтичный розвиток пiвдня Кра ни // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия "Исторические науки". 2010. Т. 23 (62). N 1: Спецвыпуск "История Украины". С. 50-61.
10. Задерейчук А.А. Деятельность Владимира Эдуардовича Фальц-Фейна в Государственной Думе Российской империи III созыва // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия "Исторические науки". 2008. Т. 21 (60). N 1. С. 63-74.
11. Письма из Maison Russe. Сестры А. Фальц-Фейн и Е. Достоевская в эмиграции. СПб., 1999. С. 48, 266-267.

   

Научная библиотека Судьбы