1 марта 2016 года, накануне святого для каждого жителя Болгарии Дня освобождения от османского ига, мало кому известный сайт The Bulgarien Timеs выдал сенсацию: болгарские власти не пригласили на торжества (они традиционно проводятся на Шипке) президента России. Зато позвали президента Турции. Один из главных аргументов: на легендарной горе и вокруг нее турецкой крови пролито гораздо больше, чем русской... "Новость" мгновенно разлетелась по миру.
Первая мысль: такого не может быть, потому что не может быть никогда. Я несколько лет работал корреспондентом "Комсомольской правды" в Софии, объездил страну вдоль и поперек, у меня и сейчас там немало близких друзей. Я знаю, что слово "освобождение" на веки вечные вписано в генный код болгарской нации. Это такое же святое понятие, как "родители", "семья", "дети". Очевидное, чудовищное вранье вызвало оторопь.
Даже в России многие приняли "новость" всерьез, появились гневные реплики в газетах, комментарии на ТВ. Но, как и следовало ожидать, ситуация быстро разрядилась: уже наутро ТАСС заявил, что иностранные лидеры не приглашались на торжества. А официальный представитель болгарского МИД Бетина Жотева уточнила, что "слухи о приглашении на празднование президента Турции - грубая манипуляция, не соответствующая действительности".
В итоге праздник на Шипке прошел, как и всегда, трогательно и сердечно. Людей собралось столько, что на близлежащих дорогах образовались многокилометровые пробки. Тысячи болгар поднялись на вершину Шипки, чтобы почтить память русских солдат и болгарских ополченцев, сложивших головы в боях с османскими завоевателями. Торжественные мероприятия состоялись в Софии, Пловдиве, Варне, других городах и селах. Повсюду развевались русские и болгарские флаги. И можно бы забыть нелепую "утку", так вовремя запущенную.
Но я бы не торопился. "Сенсация" от The Bulgarien Timеs родилась не на пустом месте.
Накануне Дня освобождения председатель совета министров Бойко Борисов поздравил болгар с наступающим праздником - в пространном тексте даже не упомянуты русские солдаты, положившие головы за братьев-славян. Вы не обнаружите добрых слов в адрес России в речах президента Росена Плевнелиева, министра иностранных дел Даниэля Митова, а министр обороны Николай Ненчев недавно огорошил общественность заявлением о том, что Болгария должна готовиться к "гибридной войне" с Россией. Заметную роль в "пересмотре" значения русско-турецкой войны сыграли и так называемые реформаторы. "Болгары никогда не жили лучше, чем во времена Османской империи" - мнение политика Лютви Местана, руководившего до недавних пор парламентской протурецкой партией "Движение Прав и Свобод" (ДПС).
Слышали бы это тысячи русских и болгарских героев, что покоятся в братских могилах на Шипкинском перевале и в его окрестностях...
К счастью, так в Болгарии думают не все. Тому подтверждение - цветы на русских могилах, которые приносят простые "братушки". А в противовес политиканствующим чиновникам приведу мнение одного из самых авторитетных ученых Болгарии, академика Георги Маркова: "Третьего марта была восстановлена болгарская государственность, и через пять веков Болгария вновь появилась на политической карте Европы... Поднимали восстания и сербы, и греки, и мы, но в конце концов пришла русская армия. Ее роль решающая".
...Прежде чем отправить эти заметки в "Родину" (много светлых воспоминаний связано у меня с этим журналом), еще раз заглянул на сайт The Bulgarien Timеs. Не обнаружил там ни следов скандала, ни извинений перед читателями. Зато прочел занимательное письмо из Лондона, куда в поисках работы перебралось немало болгарских граждан: "Болгарское посольство 3 марта было закрыто, мы чудесно отметили праздник в посольстве России..."
Сергей Нарышкин принял участие в открытии выставки, посвященной русско-турецкой войне 1877-1878 годовЖестокость, с которой было подавлено Апрельское (1876) восстание в Болгарии, вызвала сочувствие к положению христиан Османской империи в Европе и особенно в России. Попытки мирными средствами улучшить положение христиан были сорваны упорным нежеланием турок идти на уступки, и в апреле 1877 года Россия объявила Турции войну.
В ходе боевых действий русской армии удалось захватить Шипкинский перевал и после пятимесячной осады принудить лучшую турецкую армию к капитуляции в Плевне. В результате войны была восстановлена государственность Болгарии, завоеванной Османской империей в 1396 году.
Одуванчики для флигель-адъютанта Мещерского
"На этом месте пал смертью героев флигель-адъютант князь Эммануил Николаевич Мещерский 5 сентября 1877 г." - у этого креста мы стояли особенно долго. Хотя уже два часа бродили с маленькой внучкой по склонам Шипки среди легкомысленных одуванчиков и строгих обелисков. Собирали цветы, внучка бережно укладывала их на очередную могилку, шли дальше. Цветов здесь все-таки больше, чем могил.
Флигель-адъютант Мещерский погиб через две недели после военного совета на Шипке, когда генерал-майор Николай Григорьевич Столетов перед лицом 40-тысячной турецкой армии Сулеймана-паши сформулировал задачу русского и болгарского воинства: "Будем стоять до последнего, ляжем костьми, но позиции не сдадим".
И легли. "На этом месте..."
Сегодня на этом священном месте - памятник павшим на Шипке 4 офицерам и 378 унтер-офицерам и рядовым 14-й пехотной дивизии.
Памятник 12 офицерам и 222 унтер-офицерам и солдатам 4-й стрелковой бригады.
Памятник на горе Узун-Куш павшим воинам 24-й пехотной дивизии - 195 офицеров и рядовых 93-го Иркутского пехотного полка, 227 офицеров и рядовых 94-го Енисейского пехотного полка, 151 офицер и рядовой 95-го Красноярского пехотного полка и 4-й артиллерийской бригады.
Они смотрят на нас из своего героического далека. Тихо благодарят за букетики совсем русских одуванчиков. На Шипке все спокойно.
Игорь Коц, шеф-редактор журнала "Родина"