Режиссер стал искать сценариста. Нашел. Отец писателя Дмитрия Каралиса работал политруком - начальником поезда на Шлиссельбургской магистрали.
Создатели картины не могли не встретиться.
Первый этап съемок проходил в одном из депо Октябрьской железной дороги. Мешки с песком по периметру, растяжка "Бесперебойное движение составов - твой вклад в оборону Ленинграда!", старенький паровоз у перрона... Раскочегарить такой в ледяную стужу 1943 года было почти немыслимо. Полуголодные ленинградские девочки справлялись...
- И мы справились, - говорит актриса Анастасия Цибизова, исполнительница главной роли. Ее героиня, вчерашняя школьница Маша Яблочкина, - поначалу наивная, трепетная, пугающаяся паровоза - доставляет в осажденный Ленинград продовольствие и военное снаряжение. Машин бригадир - отозванный с Северного флота машинист Жора Полундра (актер Артем Алексеев) - тоже готовится к съемке. Брюки клеш, тельняшка, боевой шрам, скептический взгляд на необстрелянных школьниц...
- Мотор! - звучит команда ассистента. Хрипло, щемяще гудит паровоз, возвращая нас на войну.
"Вернулся к регулятору и довел поезд..."
"...Паровоз 718-30 подвергся обстрелу. Повредило магистраль. Путь засыпало землей. Исправления и расчистка пути произведены силами бригады под непрекращающимся обстрелом. Поезд выведен невредимым. Позже поезд подвергся воздушному налету. Сгорел турный вагон. Ранены оба машиниста - Баранов и Амосов, кочегар Клементьева. После перевязки Амосов вернулся к регулятору и довел поезд..."
Из дневника 48-й паровозной колонны особого резерва НКПС
Из паровозной колонны погиб каждый третий
Дорога протяженностью 33 километра с 2 промежуточными станциями, 3 деревянными мостами, устройствами для электро- и водоснабжения была построена за 17 дней силами 5 тысяч человек, преимущественно женщин.
Сдана в строй 5 февраля 1943 года.
Для сооружения низководного моста через Неву длиной 1,3 тысячи метров потребовалось забить в дно реки 2650 свай.
Из особого резерва были выделены 30 мощных локомотивов.
К концу мая 1943 года в Ленинград приходило по 25-30 составов в сутки.
С февраля по декабрь 1943-го в Ленинград было пропущено 3105 и из Ленинграда - 3076 поездов.
Из паровозной колонны в 600 человек погиб каждый третий, 175 человек были ранены.
1200 раз приходилось ремонтировать трассу после прямых попаданий вражеской артиллерии.
9000 тонн грузов мог провести один эшелон, заменяя до тысячи грузовиков-полуторок.
75% грузов пришло в Ленинград по железной дороге.
Девочки, "живые светофоры"
Самая первая смена "живых светофоров" на трассе - вчерашние ленинградские школьницы - стояла на постах несколько дней и ночей. Несмотря на непогоду, голод, обстрелы никто не попросил досрочной смены. К следующей смене дежурных у сигналов были построены дощатые укрытия. Смены менялись через сутки.
"Мы без устали играли со смертью"
"Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции.
Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью".
Из воспоминаний машиниста
В.М. Елисеева