История возникновения этой увлекательной игры сокрыта во тьме тысячелетий. В Египте археологи при раскопках часто находят в слоях, относящихся к временам фараонов, таблички и камни с изображением богов и людей, бросающих бабки. Зафиксирована игра и в древнегреческих мифах. А на Руси в бабки стали играть еще в домонгольский период, есть сведения, что игра была популярной уже в VI-VIII веках.
Вполне вероятно, что и Рюрик азартно бросал кости в Старой Ладоге...
От игры в бабки был в восторге Александр Сергеевич Пушкин. И даже посвятил ей стихотворение - "На статую играющего в бабки". А вдохновила поэта выставка в Императорской Академии художеств в сентябре 1836 года. Увидев работу молодого скульптора Николая Пименова "Парень, играющий в бабки", Пушкин сказал: "Слава Богу, наконец, и скульптура на Руси явилась народною". И, как позже вспоминал скульптор, тут же набросал в записной книжке:
Юноша трижды шагнул,наклонился, рукой о колено бодро оперся, другой поднял меткую кость. Вот уж прицелился...
Прочь! Раздайся, народ любопытный, врозь расступись; не мешай русской удалой игре".
И в "Капитанской дочке", в шестой главе, описывая действия защитников Белогорской крепости, в страхе ожидающих пугачевского штурма, Александр Сергеевич вспомнил о любимой игре и нашел выразительную деталь: "На другой день, возвращаясь от обедни, она ("комендантша Василиса Егоровна". - Ред.) увидела Ивана Игнатьича, который вытаскивал из пушки тряпички, камушки, щепки, бабки и сор всякого рода, запиханный в нее ребятишками".
В 1870 году художник Владимир Маковский, знаток и большой любитель народных игр, написал картину "Игра в бабки", и она стала первой его картиной, тут же купленной П. М. Третьяковым для ныне всемирно известной галереи.
Ну, а в Современном Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона ( С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон, 1890-1907) разъясняется неожиданное название игры: "Бабка (phalanx рrimа) - есть первый сустав или фаланг пальца жвачных животных (быка, овцы, козы и проч.). Эта кость служит для игры "в бабки", которая распространена между детьми простонародья по всей России, как в деревнях, так и в городах".
Правила игры
Существуют десятки вариантов игры. Но все они подчинены основной задаче - сбить битком бабку, стоящую на линии кона. Бабку, тот самый по Брокгаузу-Ефрону надкопытный сустав, обычно находили среди костей после варки студня. Когда в деревнях начинался массовый забой скота, подростки запасались бабками впрок. Биток же делали из наиболее крупной бабки, которую для веса еще и заливали свинцом.
Играющие делятся на две команды, скажем, по 3-4 человека. Перед каждой командой за линией кона в определенном порядке и последовательности расставляют фигуры из бабок - "забор" и "гусек".
"Забор" ставится вдоль коновой черты, "гусек" - перпендикулярно ей.
Игроки выбивают бабки с расстояния 2-3 метра.
Бабки можно выбивать и с расстояния 7-8 м, при этом выбившие половину бабок перемешаются на 2-3 м вперед.
Усложняя игру, бьют по кону из различных положений - стоя, с колена, боком. Можно разнообразить и расстановку бабок - поставить их в круг, ромбом, квадратом.
Задача каждой стороны - сбить бабки меньшим количеством битков.
Нюансы
В старину изощренные игроки различали несколько вариантов положения костей после удара. Если бабка падала выпуклой стороной вверх, то в Симбирской, Вятской, Тобольской губерниях это положение давало преимущество в игре. А вот в Тверской, Курской и Астраханской губерниях предпочтение отдавали боковой, широкой и плоской сторонам кости. Почему так сложилось - неизвестно. О вкусах, как говорится, не спорят...
Используйте рюхи!
В современных условиях костяные бабки можно с успехом заменить небольшими деревянными чурками, выбрав для битка чурку покрупней и потяжелей (для тяжести в нее можно забить гвоздь). Многие с успехом используют и городошные рюхи.
Впрочем, и сегодня в мясном ряду любого рынка вам обязательно пойдут навстречу, стоит сказать рубщику мяса: нужны кости для игры в бабки.