02.05.2018 08:12
"Родина"

Легендарный спортсмен Уточкин вольно чувствовал себя и в море, и в небе

Легендарный спортсмен вольно чувствовал себя и в море, и в небе
Текст:  Артем Локалов
Родина - Федеральный выпуск: №7 (716)
- Кажется, я всегда тосковал по ощущениям, составляющим теперь мою принадлежность - принадлежность счастливца, проникшего в воздух, - писал Сергей Уточкин в журнале "Аэро и автомобильная жизнь" за 1910 год.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU
Сергей Исаевич Уточкин

Сергей Исаевич мог делиться ощущениями от фехтования, тенниса, конькобежного спорта, гребли, плавания, бокса, борьбы, джиу-джитсу, велоспорта, мото- и автогонок, футбола, яхт. Но только в небе он чувствовал себя как рыба в воде. Или как птица в полете.

Уточкин - у него и фамилия воздухоплавательная.

"Необыкновенно интересный тип..."

Сегодня недалеко от Ходынки, где он летал, - Центральный дом авиации и космонавтики.

- Боюсь, про Уточкина у нас совсем мало информации. Но мы сейчас посмотрим, - говорит главный музейный хранитель Валерий Яценко. И его голос эхом отдается в залах с лепниной, слышавших шум мотора легендарного "Фармана".

Листаю номера "Аэро и автомобильной жизни" за 1910 год, добытые из дальних запасников руководителем библиотеки Еленой Мельниковой: "Москвичам удалось наблюдать смелые, эффектные и блестящие полеты авиатора Уточкина", - сообщает журнал и горделиво констатирует: теперь-то "Москва с чувством некоторого удовлетворения и без особой зависти может относиться к Петербургу, который почти одновременно и довольно успешно сумел организовать свою авиационную неделю".

Вечное противостояние Москвы и Питера!

С 1 по 7 мая Уточкин совершил около 25 полетов на биплане, который "красивым видом, простотой устройства и легкостью всего сооружения невольно располагает к себе", а "удобство подъема и сами полеты, эффектные и такие уверенные, положительно приводят в восторг".

Есть в журнальных статьях и портрет героя дня: "Сам Сергей Исаевич Уточкин сравнительно молодой человек и представляет из себя необыкновенно интересный тип спортсмена на все руки".

"Рискуй, и хоть шею сломай!"

Удержать биплан "Фарман" с заведенным двигателем на кочковатом поле - нужно "человек 7-10 солдат, которые по знаку Уточкина отбегают". А затем происходит чудо, сочно описанное современником:

"Аэроплан вздрагивает, быстро катится на колесах по траве и сажен через 10-ть плавно отрывается от земли, забираясь все выше и выше. Он пролетает вдоль трибун, летит кругом всего ипподрома скакового поля, проделывает восьмерки, красивые повороты... Сам Уточкин ясно виден всем, слившийся с аэропланом в своей напряженной опасной работе, проносясь с громадной быстротой вперед. 4 мая Уточкин продержался в воздухе 12 минут, пролетев 17 верст...

Опускается аэроплан по-птичьи: слегка коснувшись земли и вновь чуть взлетев и затем уж, скользнув колесиками по земле, совершенно останавливается".

Маяковский обожал летать на машинах германско-русского общества "Дерулюфт"

Читаешь пожелтевший журнал - и будто сам со сбивающимся от восторга дыханием поднялся с Уточкиным в московское небо. Вот Петровский парк еще без стадиона "Динамо", вот прямая нитка Петербургского шоссе, а там, вдалеке, не башни ли Кремля?.. Пассажиров Уточкин тоже брал в полет. Но они казались на аэроплане "неуклюжими, каким-то посторонним телом". Журналист Шебуев все время "не знал, куда деть свои ноги", прославленному бытописателю столицы Владимиру Гиляровскому, разумеется, тоже дерзнувшему взлететь, машина Уточкина показалась не изящной птицей, а "торговым балаганом с навесами из парусины, какие стоят по воскресеньям на Сухаревке". Впрочем, дядя Гиляй задушевно приятельствовал с Уточкиным, как и едва ли не пол-Москвы...

Хватало, впрочем, и недоброжелателей.

"3 мая, - сообщает журнал, - после исполнения первого номера программы, последовал довольно долгий антракт. Потребовалась какая-то небывалая починка аэроплана. И вот на трибунах господа в цилиндрах начинают стучать палками о пол и негодовать. А когда Уточкин проходил мимо трибуны, по его адресу раздался свист...

- Я, знаете, заплатил рупь шесть гривен, - злобно рассуждает какой-то инженер, - и ждать не обязан. Согласился лететь, так лети, рискуй, и хоть шею сломай, мне дела нет!

Стук и шум заглушаются аплодисментами молодежи и галерки. Здесь другие разговоры полные восторга и победной радости... Пожилой человек "в спинжаке" с сияющим лицом громко делится своими впечатлениями:

- Да, вот и русские люди научились летать, не лыком шиты, и Уточкин - смелый, молодчина, дай Бог ему здоровья!"

В первые дни организаторы полетов запрещали Уточкину подниматься... выше забора Московского ипподрома. Чтобы зрелище досталось только заплатившим за билет на трибуну, а не толпам народа окрест.

Но Уточкин низко не летает.


С.В. Уточкин объясняет устройство аэроплана. / "Московский листок" от 9 мая 1910 года.

"Показал открытое и доброе сердце"

Вместе с сотрудниками Дома авиации и космонавтики прокладываем маршрут перелета из Петербурга в Москву в 1911 году. Участвовали 12 авиаторов. Одессит Уточкин стартовал, по воспоминаниям, эффектнее всех: "Еду чай пить в Москву. Прощайте!"

Но до Москвы не долетел, моноплан забарахлил на подлете к Новгороду, потребовалась аварийная посадка и ремонт. На следующий день поднялся в небо - и потерпел крушение в районе Крестцов. Израненный, помог запустить пропеллер на аэроплане Александра Васильева, которому отдал и оставшееся топливо...

Васильев в итоге оказался единственным, кто долетел до финиша. Александр Куприн опишет потом этот трогательный эпизод: "Уточкин с великолепной стороны показал свое открытое, правдивое и доброе сердце".

Одессит, написавший гимн Москвы. 110 лет назад родился Марк Лисянский

А подвело его вовсе не сердце. Когда после новгородской катастрофы и долгого лечения Уточкина доставили в родную Одессу...

"Это был уже не тот Уточкин, - писали в 1913 году "Одесские новости" (цитирую по живому журналу Desants). - Это был тихий, хмурый и как бы прибитый обыватель, с бесконечной подозрительностью он смотрел на окружающих".

Есть версия, будто в больнице Уточкину давали обезболивающие, и он пристрастился к наркотикам. Есть другая версия: впервые его угостили гашишем на полетах в Египте, а вскоре он пристрастился и к кокаину. Возможно, сказались на психике страшные воспоминания детства. Хозяйка дома, в котором воспитывался Сережа (родители рано умерли), узнав, что ее муж повесился, обезумела и зарезала всех своих детей. Сереже удалось спастись, но с тех пор он всю жизнь заикался...

Он пытался вылечиться. Снова и снова ложился в психиатрические лечебницы то Одессы, то Петербурга. Но болезнь прогрессировала, стала развиваться мания преследования. Он стремился все время куда-то бежать, бежать...

Начало подъема. / "Московский листок" от 9 мая 1910 года.

Боль Одессы

В Одессе не могли поверить в происходящее, ведь даже присказка была, что Одесса без Уточкина - не Одесса. Город у моря боготворил своего героя. Ведь это здесь Уточкин переворачивался на яхте и едва не расшибся на биплане; мог съехать по Потемкинской лестнице на велосипеде/машине/роликах; подраться с босяками забавы ради и получить нож в спину; не дать растерзать толпе старика-еврея во время погромов...

Жизнь пронеслась как полет.

Главный хранитель музея Дома авиации и космонавтики Валерий Яценко раскрывает бережно запакованный в пластик список пилотов-авиаторов России к весне 1916 года. Тут уже сотни фамилий. Напротив Уточкина - номер летного диплома (N 5).

И маленький крестик.

В очередной раз выйдя из лечебницы, Сергей Исаевич добился зачисления в автомобильно-авиационную дружину, где ему присвоили звание прапорщика. Но на фронт Первой мировой его не взяли. А зимой 1915 года Уточкина с воспалением легких снова доставили в больницу, где он и умер в возрасте 39 лет, как писала "Петроградская газета", "забытый всеми, от кровоизлияния"...

- Мой первый полет длился 12 минут, - говорил Уточкин. - Это время ничтожно, когда оно протекает в скучной, серой, мертвящей обстановке жизни на земле, но когда летишь, доминирует одно властное желание - бесконечно длить этот момент и никогда больше не касаться земли. Всех зову с собою в мое новое, прекрасное царство...

ВЗГЛЯД ПОЭТА

Алесандр Городницкий

ВЗГЛЯД ПИСАТЕЛЯ

Порою играл безудержно в карты, всегда бывал влюблен без ума и памяти, испытывал на себе действие разных наркотиков - и все это ради живой, ненасытимой жажды сильных впечатлений. И во все свои увлечения он умел вносить тот неуловимый отпечаток оригинальности, изящества, простодушного лукавства и остроумия, который делал его столь обаятельным. Он, как никто, умел поэтизировать спорт и облагораживать даже ремесло.

Александр Куприн

ВЗГЛЯД КОСМОНАВТА

Я жадно ловил имена первых русских летчиков, таких, как Уточкин, Ефимов, Попов, Нестеров, слава которых далеко выходила за пределы тогдашней России. И впитывал, как губка, были, напоминающие легенды, и легенды, похожие на были, связанные с их талантом, мужеством, профессиональным мастерством.

Георгий Береговой

Памятник Сергею Уточкину в Одессе, расположенный по адресу ул. Дерибасовская 22 в доме, в котором располагалась синема́, открытая братьями Уточкиными — "УточКино". / Inhotteb / Википедия


 P.S. В конце 2015 года официальный сайт горсовета Одессы сообщил, что 1-й Колхозный переулок станет называться переулком Уточкина.

В Москве об Уточкине, который первым из русских управлял аэропланом над городом и пожертвовал две тысячи рублей на школу авиаторов, не напоминает даже мемориальная доска...

Судьбы Фотоальбом История