12.07.2016 16:05
"Родина"

Домашний архив Родины: "Мы будем счастливы - благодаренье снимку..."

Драматические события эпохи открылись на старой фотографии, хранящейся в петербургской библиотеке
Текст:  Марина Яковлева
Родина - Федеральный выпуск: №7 (716)
В самом центре Петербурга сохранился небольшой двухэтажный особняк с портиками, полуколоннами и картушами, в которых когда-то находились гербы древнего графского рода Мусиных-Пушкиных. Сегодня здесь располагается Центральная библиотека имени М.Ю. Лермонтова. А бывшим хозяевам дома посвящена небольшая экспозиция на втором этаже.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

В центре ее - семейная фотография. Она сделана в самом начале 1913 года, когда Мусины-Пушкины собрались на 80-летие старейшины рода Любови Александровны. Собрались, сами о том не зная, в последний раз. Пригласили знаменитого фотографа Карла Буллу...

За семейной фотографией - эпоха.


Родители

В XV веке Михаил Тимофеевич Пушкин получил прозвище Муса и стал родоначальником Мусиных-Пушкиных. Графы находились в отдаленном родстве с великим поэтом. Это древняя и знатная фамилия. А в центре нашего снимка - Любовь Александровна Мусина-Пушкина (1833-1917), внучатая племянница декабриста Сергея Волконского и четвероюродная племянница Льва Николаевича Толстого. Мужа давно уже нет с ней рядом. Граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1825-1879), гофмаршал, вице-президент Придворной конторы, предводитель дворянства Петербургского уезда, с 1844 г., как свидетельствуют документы, был приписан к Министерству иностранных дел России. А еще, по семейной легенде, вместе с братом Александром Ивановичем Мусиным-Пушкиным был другом детства Льва Толстого. Они - прообразы братьев Ивиных в повести "Детство"1.

Но история семьи самих Мусиных-Пушкиных, - как и любой семьи - изобилует сюжетными поворотами, которые не снились никакому писателю.


Дочь

У Любови Александровны и Алексея Ивановича было четверо детей. Мария (1854-1925) - единственная дочь, вышла замуж за красавца князя Бориса Мещерского (1850-1904). Вот какую характеристику дал ему современник: "Как в шутку называли его местные острословы, князь Бебе (от французского - ребенок, малютка), был одним из долговечных саратовских губернаторов: он управлял нашей губернией ровно десять лет, с июня 1891 г. и по июнь 1901 г. <...> Женатый на очень богатой графине Марии Алексеевне Мусиной-Пушкиной и бездетный, он не нуждался в службе, а служил ради карьеры, ради чести. Смотрелся значительно моложе своих лет. Впоследствии выяснилась причина этой моложавости и сделалась известной всему городу: князь Бебе красил свою шевелюру и таким образом затушевывал начинающую пробиваться седину. Он имел успех у женщин, и его шалости в этом направлении были известны всем"2.

Пермяк "расшифровал" снимок из семейного архива

О Марии Алексеевне тот же современник уважительно сообщал: "С княгиней М.А. Мещерской мне пришлось вместе работать в дирекции музыкального общества, в которой она была председателем, а я - ее помощником. Благодаря главным образом ее стараниям наше отделение получило в собственность казенное место на углу Немецкой и Никольской улиц, где впоследствии было сооружено здание консерватории. Ее заслуги в этом были признаны Городской думой, которая избрала ее почетным гражданином г. Саратова. Княгиня М.А. Мещерская была первой и последней женщиной, удостоенной такого избрания, и, кажется, даже единственной в империи"3.

Победы и горести трех своих братьев сестра, старшая в семье, воспринимала как свои.


Сыновья

Александр Мусин-Пушкин (1855-1918), педагог и писатель, окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета и был попечителем Одесского и Санкт-Петербургского учебных округов. Нажил с княжной Марией Николаевной Долгорукой (1861-1951) пятерых детей. Но война с Германией принесла в семью большое горе: на фронт ушли оба сына, в первых же сражениях погиб 26летний Алексей. А потом взорвалась революция, которую глава семьи не принял и которой не нужен был его педагогический опыт. Уже в декабре 1917 г. нарком просвещения А.В. Луначарский резко осудил деятельность Мусина-Пушкина - тот имел смелость хвалить дореволюционные родительские комитеты за то, что препятствовали втягиванию школы в политику. Сразу после выступления наркома Александр Алексеевич Декретом об упразднении чинов и званий был выселен из квартиры и лишен всей прочей собственности. Семья перебралась в Киев, но вскоре и здесь разразилась буря4. Александр Алексеевич умер в Киеве в июне 1918 г. в возрасте 63 лет.

"Один снимок стоил, как корова...". Москва на фотографиях Сергея Челнокова

О его брате Иване Мусине-Пушкине (1857-1928) (его нет на фото) известно, что он учился в Пажеском корпусе, откуда в 1876 г. был выпущен корнетом лейб-гвардии Кавалергардского полка (по семейной традиции все мужчины в роду служили в этом полку). Позднее перешел на гражданскую службу по ведомству Министерства иностранных дел. Был счастливо женат на Марии Александровне Тимашевой (1855-1943), отец которой занимал посты министра почт и телеграфов, министра внутренних дел, управляющего Третьим отделением. Но революция проехала красным колесом и по этой семье. Их сын Александр (1893-1938), подпоручик, выпускник Пажеского корпуса, служил за границей, вернулся в Россию в самом начале 1917 г. Прошел через аресты и ссылки, в течение пяти лет был узником Соловков (1922-1927), затем жил на поселении в Архангельске, где в 1938 г. был вновь арестован. И на этот раз осужден и расстрелян...

Его отец Иван Мусин-Пушкин похоронен во Флоренции, мать - на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

А младший брат Владимир Мусин-Пушкин (1868-1918), судя по всему, любимец матери, по прекрасной дворянской традиции поступил в Императорский Александровский лицей, окончил его в 1891 г., служил по Министерству юстиции. Вместе с женой Елизаветой Васильевной Капнист (1868-1944) славился благотворительностью. После революции, как и старший брат Александр, решил уехать на Украину. А далее известно немногое: убит в апреле 1918 г. в Носовке и только 13 июня похоронен в Киеве...


Внуки

Жена Владимира после его гибели отправилась в Новочеркасск, чтобы быть поближе к сыну: Алексей Мусин-Пушкин сражался в рядах Добровольческой армии. Невеселую историю "Мумки" (так его называли в семье) рассказал в своих воспоминаниях друг детства Аркадий Александрович Столыпин (1894-1990). Судьба свела их в мае 1919 г. накануне большого боя под Керчью.

Дневник разведчика, бравшего Берлин и верившего в вечную любовь

"В 4.30 началась атака, - вспоминал Столыпин. - Я командовал одним взводом, а Алексей Пушкин - другим. Шли мы рядом, как сейчас помню, в руках тросточки. Пройдя шагов 200 по направлению к окопам противника, мы встречены были сильным огнем. Пушкин упал, хватаясь за живот: "Я умираю, дай знать матери в Новочеркасск"5. Столыпин был ранен в том же бою. Следующая встреча произошла уже в госпитале.

"Бедному Мумке отняли правую руку. Лежал он тихо, не жаловался, вел себя геройски. Был он, разумеется, слаб и бледен. Я мысленно перенесся в Петербург, где я так часто бывал в этой семье на Литейном проспекте..."6. На этом страдания бедного Алексея не кончились, началась гангрена. "К Пушкину приехала мать из Новочеркасска. Ему предстояла еще одна операция: руку должны были ампутировать уже у самого плеча. Больше мы не виделись. Но знаю, что и Алексей, и его мать выжили, и в дальнейшем уцелели"7.

Где нашел свой последний приют Алексей, неизвестно; его мать умерла в 1944 г. в Оттмаргаузене (Бавария, Германия). А пока и он, и она смотрят на нас со старой фотографии, и будущее только стоит в дверном пролете просторного зала...

Еще один сын Владимира и Елизаветы, симпатичный мальчишка, сидящий в левом углу, - Мстислав Мусин-Пушкин (1899-1960). С началом революции, как и старшие братья, вступил в Добровольческую армию. Был произведен в ефрейторы, а затем и в младшие унтер-офицеры. В 1920 г. эмигрировал из Крыма в Константинополь8.

Трофейный "кодак" шофера Мотина и его снимки. Публикуется впервые

Из воспоминаний Н.М. Осоргина, сына протоиерея М.М. Осоргина: "Граф М.В. Мусин-Пушкин появился в доме отца, когда уже был тяжело болен: туберкулез сильно его изматывал. Худой, скромный, денег у него не было. Он приковал к себе внимание окружающих и домочадцев необычными глазами: большими, излучающими какой-то особый свет". Когда "он попросил оставить его в подворье, взять на любую работу, его послали к инспектору о. Сергию Булгакову", который, видя его изможденное состояние, "подал ему монетку, и граф Мусин-Пушкин ее взял, сказав, что, кроме родовой памяти, у него ничего не осталось. Единственной опорой была вера в воскрешение Православной России"9.

С 1945 г. Мстислав Владимирович жил в Париже, был настоятелем храма Сергиевского подворья. Возведен в сан архимандрита в 1948 г. Похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

А за тысячи километров от Парижа нашел последний приют его старший брат Василий Мусин-Пушкин (1894-1959) - вольноопределяющийся Кавалергардского полка, участник боев Белой армии на Перекопе. 17 апреля 1920 г. Василий попал в окружение и был тяжело ранен. Избежать смерти удалось, только благодаря лошади, которая, сама раненая, вынесла его из окружения. После падения Крыма, как и многие русские офицеры, оказался сначала в Галлиполи, потом в Берлине. Встреча в Париже с братом Мстиславом решила его судьбу - Василий всерьез увлекся религиозной философией, вскоре переехал в США, принял священство в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). И стал настоятелем и председателем строительного комитета Свято-Владимирского храма-памятника в г. Кэссвилл (штат Нью-Джерси). Здесь у алтарной апсиды наружной стены храма он и покоится...

В США после революции судьба забросила и еще одного внука Любови Александровны, запечатленного на фотографии, - Николая Александровича (1892-1967). Сведения о нем удалось обнаружить в журнале "Вестник Кавалергардской Семьи", издававшемся в эмиграции. В самом начале Первой мировой войны вместе со старшим братом Алексеем Николай ушел на фронт. За храбрость был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени. В 1918 г., узнав, что родители уехали из Петрограда в Киев, тоже отправился на Украину. Как Николаю удалось спастись от неминуемой гибели, подробно описывается в том же "Вестнике":

Художник, написавший "Сватовство майора", умер в нищете и безвестности

"В тот самый день, когда погибли в Киеве Скалон, Голицын, Долгоруков, там же был арестован и другой офицер нашего полка Николай Александрович Мусин-Пушкин. Жил он на квартире своей сестры Любови Александровны Кочубей. Никакого оружия при обыске не было найдено, но красноармейцы все же арестовали гр. Мусина-Пушкина и П.В. Кочубея и увели их ко Дворцу, где, по их словам, им будут выданы новые документы. По дороге к ним присоединили еще несколько других партий арестованных. Когда они подошли ко Дворцу, площадь перед ним была полна вооруженными красноармейцами и матросами. Один из матросов подошел вплотную к Кочубею и убил его выстрелом из револьвера в затылок. За ним было убито еще несколько человек. Настала очередь и гр. Мусина-Пушкина. Перед ним стало несколько матросов с винтовками на изготовку. Уверенный в неминуемой смерти, Мусин-Пушкин снял шапку и перекрестился. Но тут случилось воистину Божье чудо! Какой-то солдат схватил гр. Мусина-Пушкина за руку и крикнул собравшимся его расстрелять: "Братцы, что вы делаете! Побойтесь Бога!" и оттолкнул его в сторону"10.

Умер Николай Александрович 13 сентября 1967 г. "На отпевание и похоронах, - как написано в "Вестнике", - присутствовали все свободные от службы члены Кавалергардской семьи".11

... Из 24 членов семьи, изображенных на старой фотографии, пока удалось узнать о судьбе лишь 12.

Девушка с картины Валентина Серова
Тайна одного из последних портретов кисти Валентина Серова

В центре снимка смотрит в глазок фотообъектива Варвара Васильевна Мусина-Пушкина (урожденная Капнист), близкая родственница наших героев. За восемнадцать лет до этого ее портрет писал знаменитый художник Валентин Серов - об этой работе Сергей Дягилев сказал: "Очень просто и красиво написан. В нем мы видим вещь, сделанную со вкусом, - качество, совсем отсутствующее у наших портретистов".

От редакции
Дорогие читатели! Мы регулярно публикуем фотографии, письма, документы под рубрикой "Домашний архив Родины". Порой пожелтевшие снимки из домашних альбомов могут рассказать о времени больше, чем исторические романы или диссертации. Ждем ваших писем!

Домашний архив Родины: Мой прадед Павел Копырин

Примечания
1. Мохначева М.П. "Водились Пушкины с царями": миссия о. Сергия в Иреме"//II Романовские чтения "Центр и провинция в системе российской государственности: материалы конференции". Кострома, 26-27 марта 2009 г./ сост. и науч. ред. А.М. Белов, А.М. Новиков. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009.
2. Славин И.Я. "Воспоминания"// "Волга". 1998, N 11-12. С. 5
3. То же. С. 7
4. Подробнее об А.А. Мусине-Пушкине см.: Петухов И.В. "Александр Алексеевич Мусин-Пушкин и его педагогическое кредо"// "Теоретические исследования 2006 г.: материалы научной конференции". /Под ред. В.А. Мясникова; сост. А.В. Овчинников. М.: ИТИП. 2007. С. 261-273
5. Столыпин А.А. "В Добровольческой армии"//Сборник "Белое движение". Том VII. "Возрожденные полки русской армии в Белой борьбе на Юге Росси". М. 2002. С. 7.
6. То же. С. 5
7. То же. С. 6
8. Биографические сведения приводятся по книге Антуана Нивьера "Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995. Биографический справочник". М. 2007.
9. Мохначева М.П. "Водились Пушкины с царями": миссия о. Сергия в Иреме"// II Романовские чтения "Центр и провинция в системе российской государственности: материалы конференции". Кострома, 26-27 марта 2009 г./ сост. и науч. Ред. А.М. Белов, А.М. Новиков. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009.
10. "Вестник Кавалергардской Семьи". 1958.
11. "Вестник Кавалергардской Семьи". 1967.

Семейный архив Фотоальбом