18.07.2016 12:35

Почему попытки украинизации в начале XX века вызвали протест народа

Комментарий к публикации в газете "Новое время" от 20 августа 1917 года
Текст:  Елена Борисёнок (кандидат исторических наук)
Родина - Федеральный выпуск: №7 (716)
В небольшой заметке "Хохлы не желают украинизации" в петроградской газете речь шла о трудностях процесса украинизации начальной школы в Подольской губернии. Под обтекаемой формулировкой "недоразумения между учащими и населением" давалось понять, что украинский язык в украинской деревне 1917 года нужен лишь немногочисленным интеллигентам-учителям. Правда, признавалось и наличие самого процесса украинизации и намерение украинских деятелей продвигать его далее.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

"Попытки "украинизации" начальной школы, особенно в Подольской губернии, вызвали протест народа. Хохлы не желают украинизации, справедливо полагая, что это... полонизация. В самом деле, австро-галицкий украинский волапюк звучит совсем по-польски с ударениями на предпоследнем слоге.

На последнем учительском съезде в Виннице, как передает "Киевл[янин]", сами украинцы признали свой неуспех.

Суммируя получающиеся из деревень сведения, председатель съезда, член земской управы и видный деятель по народному образованию Василевский заявил, что крестьяне многих сел громко высказываются против украинизации школ и угрожают решительным противодействием.

Враждебное отношение населения к не в меру "стихийным" украинцам кое-где уже приняло такие размеры, что в дело пришлось вмешаться уездному комиссару. Вот его циркуляр волостным исполнительным комитетам: "В настоящее время стали возникать частые недоразумения между учащими и населением, и нередко на почве этих недоразумений учащим грозит опасность подвергнуться насильственным действиям со стороны населения. Подобное явление было предметом суждения в заседании винницкого исполнительного комитета 21 июля сего года и последний журнальным постановлением своим N 6 п. 6 определил: образовать особую комиссию для расследования недоразумений между учителями и населением Винницкого уезда и т.д." (см. "Своб[одный] гол[ос]" № 116).

Огромное большинство учителей предлагало пока ограничиться украинизацией тех только сел, где население этому не враждебно. Но мудрый украинец Иваницкий и его последователи доказывали, что с народом нечего считаться, что Украина выше народа, что украинизацию надо проводить, не спрашивая населения и т.д.

_"Новое время". 20 августа 1917 года*


 * Источник: интернет-публикация документов архивов МИД России "Братья, не рвите вековой связи. Украинский вопрос во внешней политике и дипломатии России и СССР, 1914-1941" // http://archive-ukr.mid.ru/


Что не удалось украинским властям...

Еще в 1907 году известный историк и политик Михаил Грушевский настаивал на "введении украинских дисциплин, украинизации высшей школы на Украине", имея в виду перевод части учебных заведений на украинский язык обучения1. Особенно активно тема стала муссироваться в период революции, а затем и Гражданской войны на Украине: Центральная рада регулярно обсуждала вопросы украинизации школ, армии, различных учреждений. А вскоре после Февральской революции, 18 марта 1917 г., была открыта первая украинская гимназия имени Т.Г. Шевченко в Киеве.

Историк: Большевики украинизировали школы на 80 процентов

Тем не менее сторонники украинизации часто оказывались в меньшинстве, о чем и написало "Новое время". Достичь реальных результатов не удалось и после свержения Временного правительства, когда на части украинской территории власть перешла в руки местных национальных деятелей. Министерство народного просвещения Украинской народной республики (УНР) в марте 1918 г. пришло к выводу, что "широкие намерения в отношении украинизации не оправдались"2.

После переворота 29 апреля 1918 г., при гетмане П.П. Скоропадском, было введено обязательное обучение на родном языке в начальной школе, установлено изучение украинской литературы, истории и географии во всех средних общеобразовательных и профессиональных школах, духовных и учительских семинариях и институтах. При высших учебных заведениях открылись специализированные кафедры. Число украинских гимназий к концу 1918 года достигло 150, национальных периодических изданий - 212, книг на украинском языке - свыше тысячи наименований. А еще открыты Украинская академия наук, Национальная библиотека, несколько национальных театров...

И все-таки украинизация плохо воспринималась русскоязычным обществом, что Михаил Булгаков образно зафиксировал в "Белой гвардии" устами Алексея Турбина: "Кто терроризировал русское население этим гнусным языком, которого и на свете не существует? Гетман"3. В своих эмигрантских воспоминаниях о том же писал украинский общественный деятель Николай Могилянский: "... население Украины ... было более чем равнодушно ко всяким попыткам и затеям украинизации... Как показали грустные события и переживания Киева, Харькова, Одессы, население городов везде имеет явную склонность к большевизму, а деревня везде жаждала одного: земли!"4

Исторический факт: украинским правительствам времен Гражданской войны не удалось далеко продвинуть украинизацию, и лишь в 1920-е годы создавшие УССР большевики организовали этот процесс на широкую ногу.


... триумфально осуществили большевики

"Никакое преимущество великорусскому языку недопустимо", - требовали партийные циркуляры. За неисполнение виновные должны были привлекаться к ответственности "по всей строгости военно-революционных законов"5. А после XII съезда партии (1923), принявшего курс на коренизацию партийного и советского аппарата в республиках, украинизация приобрела невиданный размах. Нарком по делам национальностей РСФСР И.В. Сталин призвал преодолеть великорусский шовинизм, фактическое неравенство наций и местный национализм, "принять все меры к тому, чтобы Советская власть в республиках стала понятной и родной", чтобы "не только школы, но и все учреждения, все органы, как партийные, так и советские, ... действовали на языке, понятном для масс"6.

К чему призывала нацистских оккупантов директива по Украине от 22 июня 1942 года

Эти установки были реализованы неукоснительно.

К 1938 году из 21 656 школ республики 18 101 были с украинским языком преподавания, 1550 - с русским, остальные - с языками национальных меньшинств7; издавались 885 украинских газет и 304 русских8. К началу 1930-х годов численность украинцев среди студентов вузов достигла 70%9, количество украинцев в партии составляло к 1940 году уже 63% (для сравнения, в 1920 году - 20,1%). Принадлежность к украинской нации становилась условием благополучной карьеры. Например, Л.И. Брежнев, до 1951 г. записанный в паспортной графе "национальность" как украинец, быстро и успешно поднимался по ступеням партийной лестницы. Но стал записываться "русским", едва был избран первым секретарем ЦК Компартии Молдавии.


"Геть вiд Москви!"

В РАН презентуют взгляд российских ученых на историю Украины

В крупных промышленных регионах активная украинизация, проводимая большевиками, нередко вызывала недоумение. Типичное мнение рабочего-партийца из Луганска: "Убежден, что 50% крестьянства Украины не понимает этого украинского языка, другая половина если и понимает, то все же хуже, чем русский язык... Тогда зачем такое угощение для крестьян?"10 Один из жителей села Никольского Павловского района Сталинского округа УССР, автор письма в редакцию "Крестьянской газеты" в 1927 году, сетовал на то, что "у нас на Украине Сталинского района издаются книги, объявления, разные распоряжения" на украинском языке, "не понятном для народа... На сходах читают наказы, распоряжения, объявления и т.д. на украинском языке. Народ заявляет: "Читать на русском понятном языке, не надо нам читать на венгерском", т.е. на непонятном языке"11.

Но украинизация не вызвала массовых протестов. Новая украинская советская элита все активнее заявляла о себе, с годами стали раздаваться призывы покончить с "культурной" и "экономической колонизацией". И уже писатель Николай Хвылевой логично выдвинул лозунг "Геть вiд Москви! (Прочь от Москвы!)". Заинтересованность местной элиты в усилении своих позиций на республиканском уровне и сказалась во время событий 1991 года.