В конце августа 1986 года мы с братом отдыхали на Южном берегу Крыма, в Мисхоре. На пляже случайно встретили знакомого, работавшего в дачной обслуге больших партийных руководителей. Он и предложил съездить в Ялту - посмотреть на зашедший в порт пассажирский лайнер "Адмирал Нахимов".
Вначале это не вызвало у нас энтузиазма. Однако после того, как собеседник (в компетентности которого мы, естественно, не сомневались) рассказал, что это последний рейс старого лайнера, что вскоре, мол, он снимется в каком-то фильме о "Титанике", где как бы утонет, а затем будет разрезан на металлолом...
Словом, прямо на пляже мы сели на прогулочный теплоход и через час уже были в Ялтинском порту. У соседнего с "Нахимовым" причала стоял небольшой прогулочный теплоход, ожидавший, как я потом узнал, пионеров из "Артека" после экскурсии по городу. Проплывая мимо, я прочитал название на его борту - "Саманта Смит".
Помню, сразу стало как-то тревожно на душе: эта американская девочка, в разгар "холодной войны" написавшая письмо первому лицу нашего государства Юрию Андропову, год назад погибла в авиакатастрофе вместе с отцом...
Это письмо Саманты было опубликовано в газете "Правда", а через три месяца девочка получила приглашение Юрия Андропова посетить СССР и своими глазами увидеть, как живут советские люди. В июле 1983 года семья Смит провела две недели в Советском Союзе, а по возвращении девочка написала теплую книгу. После гибели Саманты ее именем был назван новейший прогулочный теплоход.
Он был спущен на воду 31 мая 1986 года, ровно за три месяца до гибели "Адмирала Нахимова"...
Я достал бывший всегда при мне миниатюрный фотоаппарат (фотография - мое старое хобби) и снял стоявшую у причала "Саманту Смит" вместе с "Адмиралом Нахимовым". Отведав в ближайшем кафе мороженого, мы ближайшим катером вернулись в Мисхор. Но, отплывая из Ялты, я на память о последнем рейсе "Нахимова" еще раз сфотографировался на его фоне.
Кто мог предположить, что он станет таким трагически последним. Жить "Нахимову" оставалось сутки...
Домой в Ростов мы вернулись поездом. Включил телевизор, чтобы посмотреть новости. Вдруг диктор сделал паузу и с трагической интонацией в голосе сообщил, что в ночь на 1 сентября при выходе из Новороссийского порта в 23 часа 14 минут пассажирский лайнер "Адмирал Нахимов" столкнулся с сухогрузом "Петр Васев" и через несколько минут затонул. Погибли сотни людей.
Я достал из кармана рубашки фотоаппарат и пошел проявлять пленку...
Что было после приговора
Расследование показало, что в результате столкновения "Адмирал Нахимов" получил гигантскую пробоину размером 80-90 квадратных метров в районе двух наиболее важных отсеков: дизель-генераторного и машинного отделения. В этих отсеках расположены почти все системы жизнеобеспечения корабля, быстрое затопление которых и привело к стремительному катастрофическому развитию ситуации.
При кораблекрушении на борту "Нахимова" находились 1234 человека. 423 погибло...
Судьба капитанов...
В марте 1987 года Вадим Марков - капитан "Адмирала Нахимова" и Виктор Ткаченко - капитан "Петра Васева" были признаны одинаково виновными в кораблекрушении, гибели людей и приговорены к 15 годам лишения свободы каждый.
Оба были досрочно освобождены осенью 1992 года. Марков работал капитаном-наставником в Черноморском пароходстве, жил в Одессе (где и умер в 2007 году). Ткаченко сразу же после освобождения уехал за рубеж и при невыясненных до конца обстоятельствах погиб в сентябре 2003 года при крушении яхты вблизи побережья Канады.
...и кораблей
Сухогруз "Петр Васев" после ремонта был переименован в "Подольск", затем продан за рубеж, где сменил несколько названий и в 2012 году был разрезан на металлолом.
Лайнер "Адмирал Нахимов" по-прежнему покоится на дне Цемесской бухты под Новороссийском на глубине 48 метров в двух милях от берега.
Теплоход "Саманта Смит" почти тридцать лет перевозил отдыхающих вдоль крымского побережья. В 2015 году сгорел прямо в порту города Ялты.
"И дай же вам, Боже, погибших не видеть во сне..."
Когда чей-то борт пробивает чужими форштевнями,
иль штормом суденышко бросит на скалы, на мель,
а люди за бортом кричат голосами пещерными,
такими, что, может быть, сам Посейдон онемел,
то с берега сразу прибудут эксперты ученые,
смешавши подобьем коктейля и правду, и ложь,
и в черных машинах осенней дорогою чёрною
моих капитанов конвой повезёт на правёж.
Их бьют, капитанов, железными, ясными фактами,
распяв на кресте штормовых, непредвиденных драм,
не зная: сердца капитанов пробиты инфарктами,
хоть их не фиксируют перышки кардиограмм.
А чайки противно скрипят,
будто в шлюпках уключины.
Прибрежный маяк почему-то надолго погас.
А годы морские винтами сквозь сердце прокручены,
и в каждую дырку заложен тяжёлый фугас
Теперь вы рабы распорядка известного, чёткого,
где "попки" на вышках, солдат, автомат на ремне...
О дай же вам, Господи, в лагере срока короткого.
И дай же вам, Боже, погибших не видеть во сне...
Ян Вассерман, поэт, судовой врач дальневосточной рыболовецкой базы "50 лет Великому Октябрю" (умер в 1991 году)
Сергей Буйло с 1990-го по 2015 год руководил отделом акустики твердого тела НИИ механики и прикладной математики Южного федерального университета. В настоящее время ведущий научный сотрудник Института математики, механики и компьютерных наук им. И.И. Воровича ЮФУ.
Результаты исследований и разработок Сернея Буйло нашли применение при создании новых методов диагностики теплозащиты первого отечественного многоразового космического орбитального корабля "Буран". В 2011 году "за заслуги перед космонавтикой" Сергей Буйло награжден медалью им. С.П. Королева.