В тюрьму - за полтора килограмма картошки
В 1920-е - 1940-е гг. под беспризорностью понималось "отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, семейного или государственного попечения, систематического воспитательного воздействия, определенных занятий в результате утраты родителей, потери связи с ними, бегства из воспитательного учреждения"1. Безнадзорностью считалось отсутствие родительского контроля за поведением ребенка, его учебой, досугом. В довоенные годы знаковым стало постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" от 31 мая 1935 г. В военные годы ситуация резко обострилась, власти отреагировали сначала постановлением ЦК ВЛКСМ "О мерах комсомольских организаций по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью" (7 августа 1942 г.), а затем постановлением СНК СССР "Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством" (15 июня 1943 г.).
Во исполнение поставленных в этих документах задач в составе НКВД СССР, УНКВД краев и областей, в союзных и автономных республиках приказом НКВД СССР от 21 июня 1943 г. были созданы отделы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. В 1943 г. в стране уже насчитывалось более 700 детских комнат привода (туда доставляли задержанных на улице за бродяжничество и правонарушения детей), к концу войны комнат было более тысячи.
Масштаб проблемы был огромным. В Центральном военно-справочном детском столе в Бугуруслане к моменту окончания войны было поставлено на учет около 2,5 млн детей, оставшихся без попечения родителей. В эту цифру, заметим, "не включены дети, сданные матерями-одиночками или многодетными родителями в детские учреждения, сироты, сохранившие связи с родными, и ряд других категорий"2.
Переполненные детские приемники-распределители не справлялись со своими задачами, мест в детских домах катастрофически не хватало, поэтому ребят часто выпускали под подписку о невыезде, и они снова бродяжничали. Зачастую только после многократного задержания беспризорников удавалось пристроить: в лучшем случае - в детские дома, в худшем - в колонии для несовершеннолетних. Первое место среди совершенных ими преступлений занимали кражи. "Судебно-следственные органы выносили голодным и бездомным подросткам самые суровые приговоры за мелкое воровство. Так, И. Бабич (1930 г.р.) и Ю. Садовский (1931 г.р.) были осуждены в ноябре 1945 года один за кражу 1,5 кг картошки, другой - 1,5 кг сахара. Т. Пшеничнова (1929 г.р.) в декабре 1945 года за кражу 4 кг картошки с колхозного поля, П. Иващенко (1930 г.р.) за то, что собрал на железнодорожных путях 5 кг угля"3.
Но даже те дети, которых удавалось устроить в детские дома, часто сбегали оттуда из-за невыносимых условий проживания, и все начиналось сначала. Центральный детский приемник-распределитель (ДПР), располагавшийся в московском Даниловском монастыре, был плохо оснащен - не хватало мебели, обуви, одежды, из-за чего дети часто спали на полу и не могли выходить на прогулку. Доходило до совсем печальных и абсурдных ситуаций. Сотрудники ДПР обязаны были выдавать изъятым с улицы детям нательную и верхнюю одежду. Но поскольку ее не хватало, то, эвакуировав детей в детские дома, у них забирали одежду и возвращали ее обратно в ДПР даже зимой, оставляя детей в нижнем белье или лохмотьях.
Остро стояла проблема беспризорников и в Горьковской области. Бюро горкома ВКП(б) г. Горького приняло весной 1946 г. целый ряд решений4. Архивные документы позволяют воссоздать основные этапы борьбы с беспризорностью. На первом этапе беспризорных и безнадзорных детей нужно было выявить. Потом выяснялись причины беспризорности или безнадзорности. На завершающем этапе предпринимались меры для устранения этих причин и устройства дальнейшей судьбы детей.
Не пошли в школу из-за отсутствия одежды
Согласно "Справке о состоянии борьбы с беспризорностью и безнадзорностью по г. Горькому"5, в сентябре 1945 г. свыше 5000 детей школьного возраста не явилось в школу. Проводилась поквартирная проверка во всех районах с целью выявления и устранения причин, мешающих детям посещать школу. Причин оказалось немало: около 1000 учащихся были задержаны на сельхозработах; 1300 ребят не посещали школу по состоянию здоровья - им была оказана медицинская помощь, также было решено предоставить возможность вновь ходить в школу 496 детям, ранее отчисленным из школ. Многие дети не пошли в школу из-за отсутствия одежды, обуви, канцелярских принадлежностей. "Большую роль в осуществлении всевобуча и борьбе с безнадзорностью детей сыграла материальная помощь, оказанная по линии шефствующих организаций и исполкомов райсоветов нуждающимся детям - только с 1 по 25 сентября было выдано 2968 пар обуви, 200 костюмов, 145 платьев и свыше 2,5 тыс. деньгами"6. Часть старших подростков была трудоустроена, младшие дети направлены в детские дома, интернаты и дома дневного пребывания.
Таким образом, уже осенью победного 1945-го случаи детского нищенствования и нарушения общественного порядка на некоторое время заметно сократились, но решить проблему не удалось. 12 марта 1946 г. в решении бюро горкома ВКП(б) приводилась неутешительная статистика по беспризорности и безнадзорности в Горьком и отмечалось, что "все это явилось следствием того, что отделы народного образования, директора школ и учительство слабо ведут профилактическую работу по предупреждению безнадзорности детей, неудачно организован досуг учащихся... Городское управление и районные отделения милиции ограничиваются формальной регистрацией приводов детей и подростков, не выявляя и не анализируя действительных причин, порождающих безнадзорность... Городская комиссия по борьбе с безнадзорностью и беспризорностью детей... бездействует, неудачно работают и комиссии при райисполкомах: не занимаются трудоустройством подростков, не проявляют должной заботы о содержании детских комнат при отделениях милиции, не мобилизуют общественность для работы в них"7.
В документе был намечен ряд мер для исправления создавшегося положения8, в том числе обеспечение в каждой школе систематической работы с учащимися, организация досуга детей (спортивные секции, экскурсии, лекции, посещение кино и театров), помощь учителям в этом вопросе, массовая кружковая работа домов пионеров и других детских учреждений, шефство предприятий над детскими внешкольными учреждениями, шефство лучших комсомольцев над безнадзорными детьми, пропаганда среди родителей, организация детских комнат. Этот документ стал отправной точкой масштабных мероприятий, результат которых стал заметен в Горьком уже во второй половине марта, но был не очень стабильным: число задержанных детскими комнатами детей значительно снизилось, но уже летом снова поднялось: из них в январе 1946 г. учащиеся составили 34%, а в июне - уже 47%9.
В трудное послевоенное время была проведена колоссальная работа по ликвидации детской беспризорности и по ее профилактике10. Но слишком масштабными и сложными были причины беспризорности и безнадзорности как социального явления в непростом 1946 г., чтобы их можно было побороть с помощью официальных постановлений. Справиться с детской бедой удалось лишь спустя несколько лет, по мере налаживания послевоенной мирной жизни.
- 1. Семина Н.В. Борьба с детской беспризорностью в 1920е-1940е годы в России. Автореф. дис. ... к.и.н. Пенза, 2007.
- 2. Зезина М.Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР // Педагогика. 2000. N 3. С. 60.
- 3. Зезина М. Без семьи. Сироты послевоенной поры. // Родина. 2001. N 9. С. 85.
- 4. 12 марта "Об усилении воспитательной работы с детьми и о мерах борьбы с беспризорностью и безнадзорностью в городе", 10 мая "О плане мероприятий по работе с детьми в летний период 1946 года", 15 апреля и 24 мая "Об обслуживании пионеров и школьников города пионерскими лагерями и оздоровительными площадками летом 1946 года".
- 5. Государственный общественно-политический архив Нижегородской области (ГОПАНО). Ф. 30. Оп. 1. Д. 3196.
- 6. Там же. Л. 7.
- 7. ГОПАНО. Ф. 30. Оп. 1. Д. 3100. Л. 46-47.
- 8. Там же. Л. 46-49.
- 9. ГОПАНО. Ф. 30. Оп. 1. Д. 3196. Л. 52 Об.
- 10. Семина Н.В. Борьба с детской беспризорностью в 1920-е-1940-е годы в России (на примере Пензенского региона). Дис. к.и.н. Пенза, 2007. С. 230.