08.11.2016 13:59
"Родина"

Великий режиссер предвидел кровавую развязку своей жизненной пьесы

Великий режиссер, ставший в 1918 году большевиком, предвидел кровавую развязку своей жизненной пьесы
Текст:  Лев Аннинский
Родина - Федеральный выпуск: №11 (1116)
Жизнь корифея режиссуры совпала с революционной эпохой - он этого не выбирал.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU
Всеволод Мейерхольд

Он выбрал русское искусство - без всякого революционного подтекста.

Карл-Казимир-Теодор Мейергольд, тверской уроженец из благополучной немецкой семьи (между прочим, восьмой ребенок), даже имя Всеволод взял в честь любимого русского писателя Всеволода Гаршина. Дождавшись совершеннолетия, без всякой идейной помпы перешел в православие. Потому что круг интересов псковского гимназиста, поступившего на юрфак Московского университета, - и не религиозный, и не юридический, а театральный.

И это сразу уловил преподаватель Московского театрально-музыкального училища Немирович-Данченко, к которому пришел неугомонный студент.

А Комиссаржевская в Питере сходу предлагает дебютанту попробовать амплуа главрежа в ее театре. Тот соглашается. За первый же сезон - тринадцать спектаклей! Ибсен! Метерлинк! Леонид Андреев! Публика в восторге...

Но не Станиславский.

Всеволод Мейерхольд за кулисами "театра на Лубянке"

Впрочем, талант Мейерхольда и он замечает сразу. И тоже приглашает его в свою, только что задуманную в 1905 году, студию. Но ничего из поставленного псковским самородком так и не выпустит на публику:

"Талантливый режиссер пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актеров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлеченную теорию, в научную формулу".

Ни научной формулы, ни отвлеченной теории там нет. Только неистовая жажда инсценировать реальность по-новому.

Как "по-новому"?

Да так, что если по ходу действия нужен дождь, - лучше всего публику окатить из шланга. Разумеется, такой подход делает публику мокрой, но тем самым погружает ее в новую реальность. "Не верю", - скажет Станиславский. Поверит - публика новой эпохи.

В 1918 году Мейерхольд вступает в РКП(б).

Советская власть платит ему взаимностью. Луначарский вводит в руководство Наркомпроса. В кафе "Красный петух" открывается новая программа "Красный Октябрь" (все красное). Блоковская "Незнакомка" приобщена к мейерхольдовской "биомеханике". Театр становится государственным: "Театр имени Мейерхольда". Еще один государственный театр ("Театр Революции"!) переходит под его руководство...

Что хотел выразить художник Гелий Коржев своей неразгаданной "Беседой"

Что это? Боевое сотрудничество или соседское сожительство? Как руководитель гостеатра Мейерхольд дает роли актерам (которые к нему рвутся!). Но нет свидетельств, что он как руководитель культуры запретил или притормозил чье-нибудь начинание. Запретителей и без него полно. Великий мастер делает свое дело в тех условиях, в которые его поставила реальность. То есть советская власть.

Нельзя сказать, что он становится ее любимцем. Кажется, она так и ждет от него подвоха. Если отбывает с гастролями за границу, то готова к тому, что станет невозвращенцем.

А он? Что он чувствовал? Михаил Чехов, общавшийся с ним в Берлине в 1934 году, счел необходимым предупредить о страшном конце, если он вернется в Советский Союз.

Мейерхольд слушал молча, спокойно и грустно ответил... точных слов Чехов не запомнил, но смысл такой:

Я с гимназических лет в душе моей носил Революцию и всегда в крайних, максималистских ее формах. Я знаю, вы правы - мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой - зачем? - он ответил: из честности".

Это самая точная формула: из честности! Честно грешил вместе с властью, честно и расплатится.

Через четыре года Сталин смотрит "Даму с камелиями", спектакль ему не нравится. Этого достаточно, чтобы критика обрушилась на Мейерхольда с обвинениями... хорошо, если только в эстетстве. Зинаида Райх, сыгравшая в спектакле главную роль, решила доиграть ее в реальности: написала Сталину о том, что вождь ничего не понимает в искусстве...

За что в ноябре 1917-го нарком Луначарский благодарил князя Ратиева

В 1938 году театр Мейерхольда закрывают.

Кто приходит на помощь в этот горький час?

Станиславский! В его оперном театре и работает Мейерхольд после смерти Станиславского. Ставит "Риголетто"! Неисправим...

Арест принимает безропотно - неустрашимо протестует только все та же Зинаида Райх.

В январе 1940 года - последний аккорд: письмо Молотову.

...Меня били - больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине... когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам... боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток..."

Мучения длятся недолго: 1 февраля - суд. 2 февраля - расстрел.

Через 15 лет - посмертная реабилитация.

Там, где жил великий режиссер, идут теперь спектакли.

На одном из них я был.

Поставила его Мария Бородина. Знаю ее и ценю как прозаика, а сценический темперамент оценил, посмотрев написанный, поставленный и сыгранный ею моноспектакль на сцене мемориальной квартиры Всеволода Мейерхольда.

Это та самая квартира, где он прожил полтора десятка лет в браке с Зинаидой Райх и откуда был забран энкавэдэшниками.

Оставшись в одиночестве, хозяйка квартиры прожила в ней 24 дня, после чего была зверски убита теми же энкавэдэшниками, ворвавшимися к ней через балкон уже под видом уличных бандитов. Они таким образом зачищали "жилплощадь", на которую положил глаз бериевский шофер.

Спектакль называется "Блок не был бы против!" и представляет собой вольный монтаж мотивов из блоковских пьес с привычными мифологическими героями. Сыграно изобретательно и звучит забавно, но с каким-то горьким отсветом. Друзья Пьеро и Коломбины словно бы вздрагивают, натыкаясь на углы нашего бытия...

Почему?

За что расстреляли автора песни "Я спросил у ясеня…"

Очередной воздыхатель, потерявший возлюбленную, жалуется - плачет морковным соком... и тут меня прожигает разгадка боли: да ведь в этом вот коридорчике, в пяти шагах от балкона, покалечили Зинаиду Райх и бросили умирать.

Здесь она истекла кровью.

Не морковным соком. Кровью!

"Я с гимназических лет в душе моей носил Революцию и всегда в крайних, максималистских ее формах..." Но даже необузданной фантазии Мастера не хватило бы на такую развязку.

Мейерхольда расстреляли в один день с Михаилом Кольцовым, еще одним интеллигентом, пошедшим в революцию. Невозможно вообразить, что это гибельное совпадение было выверено советской властью.

Судьбой - выверено.

Судьбы История Театр