"Родина" обязательно вернется к этой истории. А Сергей Николаевич Кубынин каждую осень возвращается туда, где погибли его боевые побратимы...
... 21 октября 2016 года. Владивосток. Морское кладбище. Ровно в полдень, с выстрелом пушки на Корабельной набережной, к рубке С-178, той самой, несут венки и цветы. "35 лет каждый из них, - Сергей Кубынин показывает на списки мемориала, - стоит перед моими глазами". Для него за эти десятилетия спасительная декомпрессия так и не наступила: бывший старпом продолжает битву за живучесть - не лодки, а чести своего экипажа. "Наконец-то рассекречено дело, и мы надеемся восстановить честное имя командира..." - он и сейчас говорит о главном.
Почти мистическое совпадение: в этот октябрьский день на Тихоокеанском флоте проводились учения по спасению экипажа затонувшей подлодки "Варшавянка". На глубине 70 метров из подводного аппарата "Бестер-1" высадились водолазы, через коммингс-площадку забрали "терпящих бедствие" моряков...
Тридцать пять лет назад спасением утонувших занимались сами утонувшие. Кубынин вытолкнул через торпедный аппарат всех выживших, последним уходил сам. Жестокая правда: без тех жертв, без трагедии "Курска" не появились бы современные спасательные технологии. Но, увы, фраза, однажды брошенная, говорят, адмиралом Сергеем Горшковым, по-прежнему звучит как приговор: "Аварийщиков не награждаем".
В храме Святого Апостола Андрея Первозванного в приморском городе Фокино состоялось торжественное открытие и освящение мемориальных настенных плит с именами подводников "С-178", погибших при исполнении воинского долга.