Нет таких крепостей, которые не брали сибиряки. Впрочем, специально для художника Василия Сурикова они организовали потешный бой.
Первое достоверное описание этой народной забавы принадлежит Конраду Буссову (1552 - 1617 годы). В "Московских хрониках", относящихся к Смутному времени, писатель-авантюрист рассказывает, что в 1606 году царь Дмитрий (Лжедмитрий I - прим. "Родины") устроил у подмосковного села Вяземы военную потеху - взятие снежного городка. Свою стражу из иноземных наемников он заставил штурмовать крепость, которую обороняли русские князья и бояре. Единственным оружием, по предварительной договоренности, должны были быть снежки. "Немцы", которых возглавлял сам Лжедмитрий, подло утяжелили "снежки" каменьями, и игра едва не превратилась в драку...
В 1735 году Иоганн Георг Гмелин, немецкий этнограф и исследователь Урала и Сибири, был настолько поражен этой игрой, что оставил о ней пространную запись в дневнике: "На поле были сооружены из снегу две стены и соединены сверху перекладиной тоже из снега. Эта постройка должна была изображать крепость. Вокруг неё несколько служилых встали с длинными дубинами, а другие служилые должны были брать крепость верхом. Все время их так встречали дубинками, что даже двое из них упали с лошадей и были здорово побиты. Всадники пришли в большую ярость от того, что не могли взять крепость, и хотели пустить в гарнизон стрелы, но воевода не позволил этого, и крепость осталась в обладании прежних хозяев"...
Русский художник Василий Суриков тоже употребил слово "ярость", приступая к созданию своего шедевра - картины "Взятие снежного городка": "В Сибири народ другой, чем в России, - вольный, смелый. Про нас говорят: "Краснояры - сердцем яры".
Прослышав о задумке знаменитого земляка, красноярцы тут же обеспечили ему подходящую "натуру": соорудили гигантскую снежную крепость и провели специально для художника показательный потешный бой.
Понятно, что ярость современники толковали вовсе не как свирепость. По всем словарям ярый - страстно преданный кому или чему-либо, убежденный в чем-либо, пылкий...
В ХХ веке состязание стало детской забавой. Хотя в некоторых областях России сохранился обычай: сначала - для разогрева - городок штурмуют взрослые парни и мужчины, потом его завоевывают подростки и, наконец, в атаку бросается главная ударная сила - дети. И все довольны!
Бакшевская масленицаКак построить
Прежде чем крепость штурмовать, ее нужно построить. И этот процесс лучше всего начать с детального чертежа будущей цитадели. Существовало (и существует!) четыре вида городков - круглые, квадратные, прямоугольные, в виде прямой линии. Строительный материал - снег. Из плотного слежавшегося снега режут блоки-кирпичи и ведут кладку.
А вот из только что выпавшего снега, влажного и липкого, катают шары (как при сооружении снеговиков), и уже из этих шаров сооружают стены.
Как играть
Обе команды выбирают командиров и готовят запас снежков. По сигналу нападающие начинают штурм, цель которого - ворваться в крепость. Обороняющиеся препятствуют этому, причем перед началом игры надо договориться: применяются только снежки или засчитываются и боксерские (удары только по корпусу) и борцовские приемы.
Обязательно надо учредить приз - лучше всего пакет со сладостями, чтобы яростный бой закончился примиряющим чаепитием.
ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ
Брал ли Никита Михалков снежный городок?
На полотне Сурикова "Взятие снежного городка" внимательный зритель обязательно обнаружит... Никиту Михалкова. Знаменитый кинорежиссер важно восседает в санях: узнаваемые усы, стать, выражение лица. Нет-нет, конечно, это сам художник, который любил скромно запечатлеть себя на своих полотнах. Но как же похожи Суриков и... его правнук Никита!
А ларчик открывается просто: дочь художника Ольга была замужем за художником Петром Петровичем Кончаловским, а у внучки Натальи, написавшей биографию знаменитого деда "Дар бесценный", родились хорошо известные нам Никита Михалков и Андрей Кончаловский.