Возрождение "проклятого прошлого"
Герой Наваринского сражения (1827), Синопского боя (1854) и обороны Севастополя (1854 - 1855) царский адмирал Павел Степанович Нахимов (1802-1855) для советских граждан стал значимой фигурой не сразу. Спустя десять лет после революции, в 1928 г., в ходе борьбы с "проклятым прошлым" власти снесли величественный памятник ему (скульпторы А.А. Бильдерлинг и И.Н. Шредер), открытый в 1898 г. у Графской пристани Севастополя. Остался только постамент. Через четыре года на постаменте появилась бронзовая фигура В.И. Ленина (скульптор В.В. Козлов)1.
Прошло еще десять лет, и имя Нахимова вновь стало популярным. Большую роль в этом сыграл академик Е.В. Тарле, написавший двухтомную монографию "Крымская война", впервые изданную в годы войны. Еще до выхода в свет этой работы Тарле в 1940 г. издал отдельной книгой исторический очерк об адмирале2. Книга стала популярной и выдержала несколько переизданий. Писатель С.Н. Сергеев-Ценский также использовал свой литературный талант для создания позитивного образа Нахимова. В 1939-1940 гг. в свет вышел его роман-эпопея "Севастопольская страда", где отдельная глава посвящалась Павлу Степановичу и последним дням его жизни. Тогда же впервые вышел роман А.И. Зонина "Адмирал Нахимов", получивший отрицательные отзывы3.
Среди популяризаторов личности Нахимова оказался драматург И.В. Луковский, написавший пьесу об адмирале, которая накануне войны шла в театре им. Ленсовета, севастопольском театре им. А.В. Луначарского и московском государственном Камерном театре. Последняя постановка под руководством режиссера А.Я. Таирова, как отмечали критики, оказалась более удачной. Таиров в процессе подготовки спектакля даже пригласил академика Тарле для консультации актеров. В целом, за исключением некоторой доли критики, спектакль имел положительные отклики4.
Однако против драмы Луковского выступил Сергеев-Ценский, обвинив автора в исторической "халтуре" и плагиате. Сергеев-Ценский полагал, что драматург многое заимствовал из его романа-эпопеи "Севастопольская страда". Писатель считал, что Луковский принизил образ Нахимова. Последний со своей стороны ссылался на мнение историков Е.В. Тарле, А.В. Предтеченского и литературных критиков, которые позитивно восприняли пьесу. Конфликт в феврале - марте 1941 г. разбирала специальная комиссия Ленинградского отделения Союза советских писателей, которая сочла претензии Сергеева-Ценского необоснованными5.
В годы войны все чаще стали упоминать о деятелях дореволюционной России в позитивном ключе. Одной из таких фигур являлся адмирал Нахимов. Во время войны среди матросов и солдат, оборонявших Севастополь, даже ходили слухи о призраке адмирала, сутулая фигура которого появлялась по ночам и обходила передовые позиции6.
Символическим шагом официального признания заслуг Нахимова стал указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1944 г. об учреждении ордена его имени (1-й и 2-й степени) и медали7. Военно-морские училища для подростков, открытые в годы войны, получили наименование "Нахимовских". В 1944 г. писатель А.И. Зонин издал новый вариант своего романа о Нахимове, а Сергеев-Ценский опубликовал исторический очерк "Синопский бой"8. Проект по установке памятников адмиралам Ушакову и Нахимову в Севастополе появился в последний год войны9. Однако идею тогда не реализовали.
Худсовет рекомендовал исправиться
В разгар Великой Отечественной Луковский выступил в качестве автора сценария фильма о Нахимове. Первоначально планировалось поручить сценарий К.Г. Паустовскому. Но, познакомившись с биографией адмирала, писатель пришел к выводу, что у него практически отсутствовала интересная личная жизнь. Видимо, поэтому драматургу Луковскому пришлось придумывать эпизоды из частной жизни Нахимова. Относительно его военной деятельности драматург консультировался с академиком Тарле и капитаном 1 ранга Н.В. Новиковым10. Позднее, уже после выхода картины на большой экран, в 1951 г., на основе своих предыдущих текстов Луковский издал повесть об адмирале11.
Пудовкин к этому времени уже был известен и как создатель историко-биографических фильмов "Минин и Пожарский" (1939) и "Суворов" (1941). По словам режиссера, замысел картины о Нахимове родился после того, как он обратил внимание на некролог адмиралу, написанный историком М.П. Погодиным, назвавшим погибшего героя "душой Севастопольской обороны"12. Но, скорее всего, на Мосфильме уже имелся перечень тех исторических деятелей, которые заслуживают внимания кинематографистов.
Подготовительный этап занял много времени. Пудовкин начал знакомство с периодом Крымской войны с чтения "Севастопольских рассказов" своего любимого писателя Л.Н. Толстого13. Съемки проходили в течение 1945 г. в Одессе, Севастополе и в павильонах Мосфильма. Возникли трудности с декорациями, техникой, вооружением, поэтому пришлось обращаться к командующему ВМФ адмиралу Н.Г. Кузнецову, который дал соответствующие распоряжения. Командование Черноморского флота в лице адмирала Ф.С. Октябрьского предоставило баржу и трехмачтовый парусный барк, а также около 200 матросов для массовых сцен. Помимо этого Пудовкин обращался за консультациями к военно-морским специалистам14.
После завершения съемок и монтажа в начале января 1946 г. картину посмотрели и обсудили на художественном совете Мосфильма под председательством режиссера М.К. Калатозова. Отзывы были либо нейтральными, либо критическими. Высказывались предложения внести в картину исправления. Пудовкин сопротивлялся, ссылаясь на технические трудности15.
Отзыв главного кинокритика
Вскоре "Адмирал Нахимов" получил критические замечания от главного кинозрителя страны И.В. Сталина, позднее оформленные как Постановление ЦК ВКП(б) от 4 сентября 1946 г. "О фильме "Большая жизнь"", в котором досталось и творению Пудовкина, "снявшего фильм о личной жизни Нахимова, а не об исторических событиях". Вождю не понравились "сентиментальные" бытовые и романтические эпизоды из частной жизни морских офицеров с участием адмирала Нахимова, отсутствие больших батальных сцен и эпизода о взятии русскими Синопа. Некоторые киноведы считали это результатом неудачного сценария16. Кроме того, не был учтен политический фактор в связи с начавшейся "холодной войной" (с пропагандистской точки зрения требовалось рельефнее изобразить противника - Великобританию, Францию и Турцию).
По мнению писателя К.М. Симонова, Сталин "брал готовую фигуру в истории, которая могла быть утилитарно полезна с точки зрения современной идейной борьбы. Это можно проследить по выдвинутым им для кино фигурам: Александр Невский, Суворов, Кутузов, Ушаков, Нахимов"17.
Министерство кинематографии составило целый список дополнений и изменений. Предлагалось добавить сцену пленения турецкого адмирала и двух английских офицеров в Синопском бою. Нахимов должен произнести слова о том, что Турции следует дружить с Россией, иначе - война. Требовалось показать масштабный план Синопской бухты перед морским сражением и после него вставить сцену возвращения русской эскадры в Севастополь. Нахимов в разговоре с адмиралом С.А. Меньшиковым (эту роль сыграл сам Пудовкин) должен был произнести фразу о немедленном захвате проливов Босфор и Дарданеллы, чтобы остановить англо-французский флот и не пустить его в Черное море. Предписывалось дополнить сцену военного совещания о затоплении русских кораблей в Севастопольской бухте с акцентом на угрозу со стороны англо-французского флота, "ярче показать оборону Севастополя и роль Нахимова", включить сцены с захватом в плен английского офицера матросом П. Кошкой18.
Четыре месяца доработок
По вопросу доработки фильма состоялось новое заседание худсовета Мосфильма под председательством министра кинематографии И.Г. Большакова с участием режиссеров В.И. Пудовкина, М.И. Ромма, И.А. Пырьева, Г.В. Александрова, артистов В.В. Ванина, А.Д. Дикого, писателей Л.М. Леонова и Н.С. Тихонова. Пудовкин сообщил о включении в фильм атаки англичан на оборонительные позиции Севастополя и контратаки русских матросов во главе с адмиралом Нахимовым. Участники заседания приняли решение: съемочной группе продолжить работу19.
Затем досняли сцены Синопской битвы и пленения Осман-паши (артист Р. Симонов). Сократили эпизоды с балами и любовными историями, расширили сцены, показывающие Нахимова как флотоводца. Доснимали картину в течение четырех месяцев. В Одессе построили макет корабля, с помощью которого реконструировали события Синопского боя, были изготовлены и модели парусных судов для съемок в большом бассейне20.
Просмотр и обсуждение нового варианта фильма состоялись в октябре 1946 г. на заседании художественного совета при Министерстве кинематографии СССР с участием министра И.Г. Большакова, режиссеров С.А. Герасимова, М.И. Ромма, М.К. Калатозова, И.Г. Пырьева, В.И. Пудовкина, артистов Б.П. Чиркова, Н.П. Охлопкова, А.Д. Дикого, писателя Л.С. Соболева и других. Теперь фильм, в основном, хвалили. Однако в заключении совета отмечалось, что по сравнению с Синопским боем, "оборона Севастополя выглядит крайне бледно". И все же фильм рекомендовали к прокату21. Изменения пошли на пользу картине22. Но на экранах страны зрители увидели адмирала как военачальника и государственного деятеля, а не как живого человека. Между тем Пудовкин изначально стремился показать Нахимова с разных сторон23.
Что должны были увидеть советские зрители
Роль адмирала, на которую пробовались несколько артистов, исполнил театральный актер А.Д. Дикий. До этого он сыграл Кутузова в одноименном фильме режиссера В. Петрова, а впоследствии неоднократно играл роль Сталина. Судя по воспоминаниям актера, он стремился соединить в Нахимове, с одной стороны, образ человека умного, храброго, заботившегося о нижних чинах, а, с другой - фанатика своего дела, рационалиста, морского служаку, строгого и требовательного к подчиненным24.
Фильм через фигуру Нахимова, флотоводца-героя и любимца матросов подчеркивал культ вождя, от которого зависело практически все. Нахимов, все рассчитав, как на шахматной доске, выигрывает Синопский бой, разгромив турецкую эскадру. В критический момент боя он личным примером подымает воинов в атаку и с саблей наголо ведет матросов на врага, штурмующего бастионы Севастополя. В то же время Нахимов заботится о простых воинах. Есть в картине и сентиментальная сцена, когда адмирал, возвращаясь с эскадрой из похода в Севастопольскую бухту, признается в своей любви к этому удивительному городу.
Одной из ключевых является сцена совещания командования по поводу затопления кораблей в Севастопольской бухте в качестве преграды вражеским судам. Нахимов, взяв слово, поддерживает приказ адмирала В.А. Корнилова (артист Н. Чаплыгин) о затоплении флота и своим авторитетом убеждает выполнить столь трагическое дело. Когда корабли идут на дно, на глазах адмирала появляются слезы.
Фильм заканчивался смертельным ранением героя на бастионе и последующей кончиной. Дальнейшая история с оставлением Севастополя русскими войсками в картине не представлена. Но зрители могли сделать вывод, что после смерти вождя держать оборону стало уже невозможно, и Севастополь пришлось оставить.
Награды нашли героев
Только в январе 1947 г. фильм вышел на экраны страны. В середине февраля Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал И.С. Юмашев своим приказом выразил благодарность съемочной группе за создание "замечательного художественно-исторического фильма"25. Вскоре картина получила международное признание на Венецианском кинофестивале: премия за батальные сцены и почетный диплом актеру Дикому. Помимо этого создатели фильма (режиссер, сценарист, композитор и некоторые актеры) получили Сталинскую премию 1й степени (за 1947 г.)26.
Фильм, бесспорно, повлиял на мемориализацию образа Нахимова в советском культурном пространстве. В 1952 г. торжественно отмечалось 150летие Нахимова27. Позднее, в 1957 г., на Малаховом кургане в Севастополе восстановили памятный знак (архитектор А.Л. Шеффер) на предполагаемом месте смертельного ранения Нахимова. Началась активная работа по восстановлению большого памятника Нахимову в Севастополе, открытого 5 ноября 1959 г. на прежнем месте (памятник Ленину был демонтирован немцами после взятия Севастополя в 1942 г.). Фигура адмирала теперь была повернута не к морю, как раньше, а к городу, на постаменте появилось три бронзовых горельефа, изображающих эпизоды из жизни Нахимова. За создание памятника скульптору Н.В. Томскому присудили золотую медаль Академии художеств СССР28. Площадь, на которой установили монумент, назвали именем адмирала. Историки и писатели также не забывали о Нахимове. В 1954 г. в свет вышел сборник документов, посвященных деятельности адмирала, затем в 1950 - 1970е гг. появилось несколько научных, публицистических и художественных книг (в том числе для детей) о Нахимове, а также биография адмирала в серии "Жизнь замечательных людей"29.
Советский кинематограф создал образ Нахимова как военного теоретика, смелого и строгого флотоводца, отца матросов, офицера без личной жизни, чьей семьей являлся флот. В свои последние месяцы, возглавив оборону, он стал признанным "хозяином Севастополя" (эпитет одного из мемуаристов, который использовал Тарле). Именно такой образ адмирала остался в памяти нескольких поколений советских людей.
Публикация подготовлена при поддержке РГНФ в рамках проекта N 15-01-00219.
1. Государственный архив города Севастополя (ГАГС). Ф. Р-183. Оп. 1. Д. 498. Л. 4; Там же. Оп. 2. Д. 280. Л. 2-3.
2. Тарле Е.В. Нахимов. М., 1940.
3. Сергеев-Ценский С.Н. Севастопольская страда: в 3 т. М., 1985. Т. 3. С. 303-330; Зонин А. Адмирал Нахимов. М.-Л., 1940; Матусевич Н.Н. А. Зонин. Адмирал Нахимов. Рецензия // Морской сборник. 1941. N 2. С. 149-159.
4. Орлов И. "Адмирал Нахимов". Новая постановка Камерного театра // Красная звезда. 1941. 5 июня; Чапкевич Е.И. Пока из рук не выпало перо... Жизнь и деятельность академика Е.В. Тарле. Орел, 1994. С. 130-131.
5. РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 10. Д. 30. Л. 166-227.
6. Шигин В. Севастополь. История. Легенды. Предания. М., 2008. С. 428.
7. Колесников Г.А., Рожков А.М. Ордена и медали СССР. М., 1974. С. 60-63, 108-109.
8. Зонин А.Д. Адмирал Нахимов. Исторический роман. М.-Л., 1944; Сергеев-Ценский С.Н. Синопский бой. Исторический очерк. М., 1944.
9. РГАЛИ. Ф. 2458. Оп.8. Д. 2167. Л. 1-4.
10. Луковский И. Адмирал Нахимов. Киносценарий. М., 1944.
11. Луковский И. Адмирал Нахимов. Историческая повесть. М., 1951.
12. Пудовкин В.И. Собр. соч.: в 3 т. М., 1975. Т. 2. С. 88.
13. Головня А. Молодой человек великой эпохи // Искусство кино. 1973. N 2. С. 61.
14. Головня В.Н. Всеволод Пудовкин. Некоторые впечатления // Пудовкин в воспоминаниях современников. М., 1989. С. 331-332; Пудовкин В.И. Собр. соч.: в 3 т. М., 1975. Т. 2. С. 92-93, 97.
15. РГАЛИ. Ф. 2453. Оп.2. Д.1. Л. 6, 13.
16. Марьямов А. Народный артист СССР Всеволод Пудовкин. М., 1951. С. 206; Караганов А. Всеволод Пудовкин. М., 1973. С. 203; Юренев Р. Книга фильмов. Статьи и рецензии разных лет. М., 1981. С. 90, 92; Добренко Е. Музей революции: советское кино и сталинский исторический нарратив. М., 2008. С. 153.
17. Симонов К.М. Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В. Сталине. М., 1990. С. 165.
18. РГАЛИ. Ф. 2456. Оп.1. Д. 1236. Л. 2-3.
19. Там же. Л. 2-3, 5, 19.
20. Караганов А. Всеволод Пудовкин. С. 204; Пудовкин В. Как снимался фильм // Огонек. 1947. N 5. С. 28; Пудовкин В.И. Собр. соч.: в 3 т. М., 1975. Т. 2. С. 96-97.
21. РГАЛИ. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 1234. Л. 18-19, 26-27, 52, 64.
22. Караганов А. Хирург и адмирал // Родина. 1995. N 3-4. С. 135; Добренко Е. Указ. соч. С. 154 .
23. Пудовкин В. Собр. соч.: в 3 т. М., 1975. Т. 2. С. 87, 91-92; Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. М., 1998. С. 380.
24. Алексей Дикий. Статьи. Переписка. Воспоминания. М., 1967. С. 189-191.
25. РГАЛИ. Ф. 2376. Оп.1. Д. 234. Л. 3.
26. Марьямов А. Указ. соч. С. 212, 236.
27. Мазунин Н.П. Адмирал Нахимов. М., 1952; Найда С.Ф. Выдающийся русский флотоводец - адмирал П.С. Нахимов. М., 1952; Владимирский Л. Выдающийся русский флотоводец // Красный флот. 1952. 15 июня; Большаков Н. Адмирал Нахимов - организатор боевой подготовки // Красный флот. 1952. 4 июля; Головко А. Выдающийся русский флотоводец // Правда. 1952. 5 июля; Исаков И. Адмирал Нахимов // Новый мир. 1952. N 7. С. 205-238; Мусьяков П. Выдающийся русский флотоводец П.С. Нахимов // Пропагандист и агитатор. 1952. N 12. С. 18-26.
28. РГАЛИ. Ф. 2458. Оп.1. Д. 95. Л. 1, 4, 34, 35, 72, 115, 118-123, 177-178; Швецов И.М. Памятник адмиралу Нахимову в Севастополе. М., 1960.
29. П.С. Нахимов. Док. и мат. М., 1954; Зверев Б.И. Выдающийся русский флотоводец П.С. Нахимов. Смоленск, 1955; Яхонтова М.С., Колдунов С.А. Сигнал полдня. Повесть о П.С. Нахимове. М., 1957; Поликарпов В.Д. Павел Степанович Нахимов. М., 1960; Давыдов Ю.В. Нахимов (ЖЗЛ). М., 1970.