24.01.2017 13:45
"Родина"

Писатель Александр Фадеев всю жизнь писал письма своей первой любви

Последнее письмо литературного генерала в свою дальневосточную юность
Текст:  Василий Авченко
Родина - Федеральный выпуск: №1 (117)
В серии ЖЗЛ издательства "Молодая гвардия" накануне нового года вышла книга дальневосточного прозаика Василия Авченко "Фадеев", отрывок из которой предлагаем нашим читателям.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Владивостокское заведение со скучным названием "коммерческое училище" оказалось необычным. Преподаватель литературы Степан Пашковский вспоминал: "Для своего времени оно было некоторым оазисом среди пустыни "казенных" гимназий. Общая атмосфера дышала свободой. Нужно было видеть, как во время большой перемены во дворе училища школьники в паре с учителем и даже с директором мчались по зеркальной поверхности катка. Коммерческие училища привлекали к себе многих передовых учителей, стремившихся к обновлению школьного преподавания".

"РГ" публикует предсмертное письмо писателя Александра Фадеева

Есть фото Пашковского тех лет - неформальный ежик, полоска бороды, усики... Он обратил внимание на Сашу Фадеева во время подготовки к вечеру по русскому фольклору: "Его письменная работа на тему "Сон Обломова как образец художественного повествования" была отмечена как выдающаяся". И дал портрет будущего классика советской литературы: "Хрупкая фигурка не сложившегося еще мальчика. Рядом с Цоем, Ивановым, Нерезовым это хрупкий хрустальный сосуд. Бледный, со светлыми льняными волосиками, этот мальчик трогательно нежен. Он живет какою-то внутренней жизнью. Жадно и внимательно слушает каждое слово преподавателя. Временами какая-то тень-складка ложится между бровями, и лицо делается суровым... Мальчик не смущается тем, что одет беднее других, он держится гордо и независимо..."

Вот он, тот Фадеев, который потом прятался за начальственным обликом, но до конца жизни никуда не исчез.

Компания юношей из Владивостокского коммерческого училища и девушек-гимназисток собиралась на Набережной в доме Лии Ланковской. Рисовали закаты, пели, читали стихи. Здесь Фадеев встретился с Асей Колесниковой - своей первой любовью. В 1950 году в письме к ней он вспомнит все до мелочей:

"Был сильный ветер, на Амурском заливе штормило, а мы почему-то всей нашей компанией пошли гулять. Мы гуляли по самой кромке берега, под скалами, там же, под Набережной, шли куда-то в сторону к морю, от купальни Камнацкого..."

Он стеснялся выказывать свои чувства.

Павел Басинский: Предсмертное письмо Фадеева остается загадкой ХХ века

"Нам в голову не приходило, что он влюблен в Асю. Наоборот, мы думали, что он избегает девушек из-за антипатии к женскому полу, - вспоминал его однокашник Яков Голомбик. - Думаю, не знала об этом и сама Ася. В нашей компании Фадеев держал себя как отъявленный женоненавистник, и никто из нас не мог предположить, что он способен влюбиться. Всех "стрелявших" за гимназистками он остроумно высмеивал. О том, что это - маска, что он так ведет себя из-за неуверенности в себе, считая, что ни одна девушка не может его полюбить, мы и не подозревали".

Сам Фадеев, впрочем, в 1949 году писал Асе: "Все мои друзья знали, что я влюблен в Вас". А дальневосточный прозаик Юрий Лясота в повести "Братья Сибирцевы" (1975) даже изобразил, как юный Саша гуляет с Асей и целует ее, хотя ничего подобного не было.

Из письма Фадеева к Колесниковой:

"Мы с Вами, как однолетки, развивались неравномерно. Вы были уже, в сущности, девушка, а я еще мальчик. И, конечно, Вам трудно было увлечься этим тогда еще не вышедшим ростом и без всякого намека на усы умненьким мальчиком с большими ушами. Но если бы Вы знали, какие страсти бушевали в моей душе!"

Позже компания распалась. Новыми подругами мальчиков стали другие девушки - подпольщицы. А потом многие из парней ушли в партизаны.

С Фадеевым Ася встретится только в 1950 году: "Он раздался в плечах, шея стала по-мужски крепкой, и, вопреки законам природы, он с годами похорошел лицом. Вот только поседел наш Саша. Ой как поседел! Голова совсем как снег".

Рискну предположить, что, возможно, самые лучшие тексты Фадеева наряду с "Разгромом" - это его поздние (1949-1956) письма в Спасск-Дальний, в маленький домик по улице Советской, 78 к юношеской своей неразделенной любви Асе (Александре Филипповне) Колесниковой. Посмертно они вышли в журнале "Юность" в 1958 году и составили книгу "...Повесть нашей юности".

Колесникова работала учительницей в Спасске, на пенсии переехала к сыну в Волгоград. Переписка могла бы завязаться раньше: в 1930е Фадеев получил письмо от Аси, но не ответил. В 1949-м объяснил почему: "Какое волнение и смуту вызвало оно, то Ваше письмо, в моей душе - и, как нарочно, в ту пору, когда только-только началась новая моя жизнь и у меня уже был сын[*,] и я уже знал, что теперь не должен (и не могу даже пытаться) изменить эту мою жизнь до самой смерти!"

Анна Ахматова: "Как тебе, сынок, в тюрьму ночи белые глядели..."

Значит, они были, мысли "изменить жизнь"? Перелистайте безумно искренние, трогающие, отчаянные, нежные письма мужчины, давно ставшего бронзовым литературным генералом...

"Моя далекая милая юность", - называет Фадеев Асю. "Родная моя", "самый близкий мне человек на земле". Обращается на "Вы", но подписывается просто "Саша", просит не писать больше о "разнице положений"...

Он пригласил ее в Москву (и сам обещал приехать в гости, но уже давно не принадлежал себе), хлопотал о размещении рядовой учительницы в подмосковном доме отдыха ученых в Болшево, договаривался об этом напрямую с президентом АН СССР Сергеем Вавиловым. И она приехала - летом 1950 года. В следующих письмах он уже пишет ей "ты", сообщает, что "с трудом удерживался от слез", когда она уехала, хотя той близости, о которой мечтал, не получилось. В Асе он чувствовал "какое-то торможение"; получилось "больше дружбы, чем любви".

У нее к тому времени брак распался, он был женат...

Андрей Мартынов: Начал читать сценарий "Зорь" и расплакался

Вслед он напишет ей: лето 1950-го было "чудесное, счастливое лето моей жизни... последнее возрождение юности и ее конец". "С тобой, первой и чистой любовью души моей, жизнь свела так поздно, что и чувства, и сама природа уже оказались не властны над временем истекшим, над возрастом, и ничего в сложившейся жизни уже не изменить, да и менять нельзя".

А потом вдруг снова переходит на "Вы" и спохватывается: "Как будто мы идем не к завершению круга жизни нашей, а все начинаем сначала!"

Переписка с Асей поднимала "светлую печаль в сердце", но доставляла и боль. "Тот прекрасный чистый круг жизни, который был начат мною мальчиком, на Набережной улице, в сущности, уже завершен и - как у всех людей - завершен не совсем так, как мечталось..."

Фадеев писал Асе сериями - часто из больницы, там у него появлялось время. В июне 1949 года - три письма подряд, в апреле-мае 1950-го - 11 писем, да все огромные. Писал приступами, как одержимый. Потом реже, но все равно регулярно, вплоть до весны 1956 года.

О чем Константин Симонов просил в своих письмах к руководителям СССР

Эти письма - автобиографическая повесть Фадеева о юности. Много лет не бывавший в Приморье, он без запинки вспоминает улицы, погоду, фамилии; тоскует по местам и людям, воскрешает юношеские переживания. Это тот настоящий Фадеев, которого не все уже могли видеть за "железным занавесом" его гранитно-медального облика.

Фадеев описывает купальню "Динамо" на набережной во Владивостоке: "Я мог часами лежать под солнцем на горячих досках... ощущая все тот же, что и в детстве, особенный, неповторимый - от обилия водорослей - запах тихоокеанской волны". Вспоминает о том, как в 1930-е со станции Океанской "пешком ходил во Владивосток через Седанку, Вторую речку, Первую речку, мимо дома, где жил Саня Бородкин. Я выходил на Комаровскую, заходил во двор домовладения, где жил в детстве у Сибирцевых. И все было таким же, как в детстве (только на пустыре против дома, где мы играли в футбол, поставили цирк)".

Напиши он в той же интонации автобиографические записки - они были бы великолепны. Но у Фадеева почти нет текстов о себе, от себя. Он вводил себя в книги очень осторожно - через Мечика в "Разгроме", через Сережу Костенецкого в "Последнем из удэге"... Намеренно уничтожал в себе возможного - и яркого - литературного персонажа, оставаясь лишь автором.

Но остались письма к Асе, читающиеся как цельное произведение.

Шукшин о премьере "Калины красной": И люди плачут, и сам я наревелся...

В них рождаются и умирают нереализованные сюжеты. Они поблескивают, как золотинки в речном песке. Вот лишь один, из Гражданской войны, когда судьба жестко свела партизана Фадеева с воспоминаниями из детства. Он дружил тогда с Женей Хомяковым, Гришей Кравченко и Шурой Дрекаловичем, родители которых имели богатые хутора на берегах Уссурийского залива. "Мне фатально пришлось участвовать в 1919 году в разорении партизанами всех трех этих хуторов! - пишет он Асе. - Хутора эти... всегда служили базой для командования белых карательных экспедиций... В амбарах было много хлеба, а в конюшнях, пунях и хлевах - немало лошадей, коров, свиней - все это было захвачено для партизанских отрядов... К чести моей сказать, я не испытывал решительно никаких угрызений совести. Никого из хозяев, понятно, не было уже на хуторе, но прислуга и работники Хомяковых меня узнали и пытались через меня отстоять хозяйское добро. Пришлось мне прочесть им целую лекцию о революционной законности".

Из последнего письма Фадеева к Асе: "Меня и вправду очень потянуло на родину. Я ведь всегда вспоминаю и мечтаю о ней... Иной раз я испытываю просто тоску по Дальнему Востоку... Я буду кончать "Удэге". И вот тогда-то поеду!... В сущности, я так мало написал в своей жизни!"

Это написано 16 марта 1956 года. Жизни оставалось меньше двух месяцев.

Судьбы Литература