Уже из имени режиссера можно вывести его теорию съемки и монтажа: жужжащий волчок в движении. Вертова интересует неустанное, неподдельное движение жизни, человека, машины. Лукавыми и прокаженными называет он постановочные, театрализованные кинофильмы. Он ищет истинный язык кино, он видит кино как отдельный вид искусства, который достоин стоять наравне с прочими, а не только служить им. "Всевидящее око" киноаппарата по Вертову обладает особым зрением, отличным от человеческого, и должно быть призвано пристально смотреть на мир, видеть его насквозь - такова сила "микроскопа и телескопа времени". Фрагменты в готовой ленте должны быть собраны воедино, не искажая реальные события, не нарушая первобытность жизни, но передавая ее через ракурсы, светотени, внутрикадровое движение и, конечно, ритм - один из ключевых аспектов монтажа Вертова.
Режиссер Вертов участвует в монтаже первого советского киножурнала "Кинонеделя", во время Гражданской войны работает в агитпоездах; снимает, снимает, монтирует - киножурналы, собственные фильмы, пишет сценарии и статьи по теории кино. Снимает фильмы и во время Великой Отечественной. Последние десять лет своей жизни Дзига Вертов работает режиссером и монтажером киножурнала "Новости дня".
В объективе Дзиги Вертова"Человек с киноаппаратом" является одним из наиболее ярких произведений Вертова, полно передающим его творческие поиски. Хаотичность и небывалая для того времени скорость смены кадров, внезапные планы и смелый монтаж, ломающий линейность повествования, хаотичность, избыточность, ритм и музыка кадров - все эти эксперименты были направлены на создание того самого "абсолютного языка кино". Современники реагировали на фильм и холодно и горячо, но редко - положительно. Тем не менее именно эта пестрая черно-белая экспериментальная картина считается классикой документального кино.
Фотографии предоставлены РГАКФД. Операторы М. Кауфман, Г. Троянский. 1929 г.