10.03.2017 15:56
Общество

Весна 1917 года в Царицыне прошла с восторгом и ликованием

Весна 1917 года в Царицыне прошла с восторгом и ликованием
Текст:  Роман Мерзляков (Волгоград)
Российская газета - Неделя - Юг России: №49 (7215)
Общественно-политическая газета "Волго-Донской край", выходившая в Царицыне (нынешний Волгоград), сохранила для нас сведения о том, как виделись исторические события 1917-го в провинции.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Хуторяне рвали газету

Волнения начались в конце февраля, а с наступлением весны пала монархия.

Валерий Фокин: В 1917-м "Маскарад" стал реквиемом по культуре

Вот как известие об этом восприняли в хуторе Николаевском: "Второго марта утром пассажиры, приехавшие с поездом № 5 из Царицына, привезли с собою несколько экземпляров телеграмм о свершившемся перевороте. Весть эта молниеносно разнеслась по хутору. Все ликовали. К приходу почтового поезда № 5 масса народа собралась на станции, чтобы получить свежий номер газеты, но газеты не получились. Многие бросились по вагонам в надежде купить "Волго-Донской край" у пассажиров. Но каждый пассажир, имевший газету за 2 марта, ни за какие деньги не уступал ее. В конце концов, удалось приобрести несколько номеров по рублю за экземпляр. К вечеру эти газеты были так засалены, переходя из рук в руки, что читать их уже нельзя было". Обычная цена одного выпуска была всего семь копеек. Впрочем, к июлю он подорожал до 10, а к октябрю - 20 копеек.

В Царицыне кричали "ура!"

Торжествовали и в Царицыне, временный исполнительный комитет организовал парады на четырех городских площадях.

"Печать эпохи": Балерина Матильда Кшесинская разоблачена!

Вот как восторженно описывает увиденное безымянный журналист: "Воскресенье, 5-е марта, было действительно воскресеньем свободы из-под гнета старого режима. <…> Вот идет полк. Рота за ротой с красными флагами, стройными рядами проходят солдаты, во главе с офицерами, между живых стен граждан. Население громкими возгласами "ура" приветствует войска. Махают шапками и платками. <…> Седой полковник с симпатичным лицом верхом на лошади провожает своих солдат в казармы. С улыбкой поздравляет полковник солдат. И тысячная толпа народа радостно наблюдает за этой трогательной картиной. <…> Солдаты начинают качать офицеров. Полковник, уступая просьбам солдат, слезает с лошади. Его подхватывают на руки, качают и затем относят на квартиру. Прекрасный, незабываемый день!"

И такое ликование под звон колоколов длилось целый месяц. Между тем старая полиция оказалась не нужна. В созданную милицию в первые же два дня записались 180 человек. В том числе священники и женщины. Затем количество желающих служить в органах правопорядка пошло на убыль.

Газета отметила: "Желательно, чтобы в милиционеры записывалось побольше интеллигентов". Не поспоришь. До сих пор желательно. В № 60 вышла заметка, в которой сообщалось о монархистах, не пришедших в восторг от смены режима. В их числе назывался и священник Никольский.

Уже в № 62 выяснилось, что священнослужителей с такой фамилией в Царицыне было два. И Евгений Никольский не желал иметь ничего общего со своим "ретроградным" однофамильцем Иоанном: "По своим убеждениям всегда был, есть и буду сторонником свободы, христианского братства и равенства всех народов, а не прежнего поработительного строя и гражданского бесправия".

Перепись муки

Свобода не приходит одна. Сразу начались перебои с продовольствием. Сначала в лавках на некоторое время пропало мясо. Затем возникли трудности с поставками хлеба.

О чем писали газеты в Красноярске в 1917 году

Власти даже устроили перепись запасов муки. Вообще ситуация во многом напоминает ту, с которой россияне столкнулись в начале 1990-х годов. Вот такие обращения то и дело появлялись на газетных страницах: "Замечено, что граждане города Царицына то и дело берут вклады из сберегательных касс. Исполнительный комитет убедительно просит не делать этого. <…> Вашим вкладам никакая опасность не грозит. Будьте патриотами, не вносите паники. Это лучшая услуга, какую вы окажете новому свободному строю России. Граждане, не берите ваших вкладов".

Через каких-то 10 дней после отречения Николая Царицынский комитет общественной безопасности вынужден был объявить, что суду будут предавать всех, кто проводит обыски и аресты, не имея на то ордера. Вряд ли власти стали бы делать такие предупреждения, не имея на то повода. Известно, что исполнительный комитет завалили анонимками, которые, впрочем, остались без рассмотрения.

Исторический момент

В остальном же продолжалась "старая" жизнь.

Чем жил Воронеж накануне первой русской революции

Благотоворители собирали средства для армии, чтобы послать солдатам пасхальное яичко. Правда, теперь красный цвет подарка означал кровь не только Спасителя, но и борцов за свободу. Важность момента почувствовали и ценители истории. В 1914 году в Царицыне появился музей. И специальная комиссия обратилась ко всем царицынцам, принимавшим участие в революционных событиях, с просьбой приносить "записки о личных впечатлениях, фотографические снимки, воззвания". Проверить, как горожане откликнулись на этот призыв, не удалось. В краеведческом музее не сохранились журналы приемки тех лет. Причина проста: все погибло в огне Сталинградской битвы.

"Дайте денег!"

С апреля активно рекламируется подписка на "Заем свободы", сравнительно честный способ отъема денег у населения. Судя по всему, царицынцы к такому начинанию отнеслись с недоверием. К лету напоминания о подписке становятся все настойчивее: "Граждане! Чтобы укрепить свободный строй, нужно поддержать Временное правительство. Оно просит у вас для государственных нужд денег. Дайте их!"

В Новосибирске "примирились" с революцией 1917 года

Рекламы на последней полосе, однако, становится даже больше. Причем на фоне небольших объявлений выделяются крупноразмерные иллюстрированные блоки, посвященные чудодейственным лекарствам. Например, "От гонореи и триппера требуйте средства кубеноль и бленозоль". Нахваливается и мазь от геморроя.

Контрольная комиссия ведет борьбу со спекуляцией. Ежедневно конфискуют продукты питания, табак и бумагу. Однако перекрестки все равно заполнены продавцами. В постоянной рубрике "Местная жизнь" читаем: "В отношении покупателей у торговцев имеется своя мерка "справедливости": солдату можно и скинуть пятак, штатскому, особенно кто пофасонистее одет, можно накинуть гривенник в предположение его "буржуйского" происхождения".

Крестьяне не желают сдавать пшеницу и зерно волостным продовольственным комитетам и всячески мешают учету запасов зерна. Установленные твердые цены на хлеб аграрии считают слишком низкими. Не пройдет и нескольких месяцев, как рис, пшено, спички и мыло в Царицыне начнут продавать исключительно по продовольственным книжкам. О необходимости обзавестись ими население предупредили за 10 дней.

Вскоре газета сообщает о трудностях, с которыми горожане столкнулись при получении книжек. Естественно, в такие дни активизируются наиболее, скажем так, бдительные. Житель хутора Николаевского, подписавшийся как дядя Вася, пишет: "В то время, когда родина на краю гибели, когда все призывается к единению и забвению классовых интересов, у нас в хуторе происходит странное отделение торговцев и промышленников. Они организуют "Купеческий кооператив", в котором членский взнос доходит до 1000 рублей и одно лицо может иметь несколько паев. Ясно, что трудовому народу нет доступа в этот "кооператив", цель которого, очевидно, прижать служащих и рабочих"... Революция продолжается.

История Новости Волгоград Юг России