Причины голода
Среди причин голода исследователи называют различные факторы: это и природные явления (засуха) и социально-политические факторы (Первая мировая и Гражданская войны, политика Советской власти в отношении крестьянства1). В 1920 г. в составе РСФСР была создана Киргизская АССР со столицей в Оренбурге. Пытавшееся обеспечить советский центр большевистское правительство обязало крестьян сдать в августе 1920 - июне 1921 г. чрезвычайный налог в размере 110 млн пудов муки, из которых 35 млн приходилось на Северный и Западный Казахстан. При этом совершенно не принималось во внимание, что в 1920 г. был неурожай, а запасов прошлых лет из-за Гражданской войны не осталось.
Именно здесь и разразился особенно сильный голод. В Западном Казахстане к июню 1922 г. численность голодающих составила 82% населения. Декретом ВЦИК летом 1921 г. в число голодающих регионов были включены Уральская, Оренбургская, Актюбинская, Букеевская, Кустанайская губернии. В ноябре 1921 г. число голодающих составило 1 млн 508 тыс. человек, или треть населения Казахстана, а к марту 1922 г. - более 2 млн 300 тыс. человек. В результате голода погибло около миллиона человек2.
В июне и июле 1921 г. засуха распространилась на степные районы Казахстана. В общей сложности от засухи пострадали 36 губерний. (Таблица 1)
Общее количество земель, засеянных пшеницей, пострадавших от засухи 1921 г., составило 31%. Как показывают приведенные статистические данные, те основные губернии Казахстана, которые являлись исторически производителями зерна, оказались на грани разорения. В Казахстане от засухи пострадало 0,9 млн десятин земли4.
Уральская губерния: дети собирают отбросы по дорогам
Сильно пострадала Уральская губерния. Неурожай 1921 г. явился главной причиной развития голода здесь, который население стало ощущать с сентября 1921 г.5 В борьбе за свое существование население дошло до людоедства (по четырем уездам Уральской губернии известно 350 случаев6). Умерли от голода 47 279 человек, или 1/5 часть населения. В связи с усилением голода в другие регионы выехали 20 581 человек, или 1/10 часть жителей.
15 сентября 1922 г. на заседании комиссии помощи голодающим был сделан доклад о состоянии дел в губернии. В докладе указывалось, что основной причиной голода в губернии оказался неурожай при не преодоленной разрухе Гражданской войны. Второй причиной стало переселение голодающих из других губерний, которые в большинстве своем осели в Уральске: "В городе Уральске ужасная картина, опухшие, стонущие дети собирают разные отбросы по дорогам"7.
Более 45 тысяч беженцев
Развитию голода способствовали и объективные трудности из-за неравномерного развития экономики различных регионов Казахстана. Мощным фактором была миграция населения из-за Гражданской войны и голода в Центральной России, основными направлениями которой были Сибирь и Степной край (Казахстан). На последний пришлось 32,2% беженцев8. В письме председателя ЦИК Киргизской республики Мендешева в Москву от 8 марта 1921 г. отмечалось: "Стихийное переселение из центра России и других голодающих окраин Туркестанского края принимает катастрофические размеры, поэтому следует принять строгие меры"9. Нарком земледелия Киргизской АССР на III Всекиргизском съезде Советов отметил, что "наплыв переселения был значительным, особенно в Акмолинской и Семипалатинской областях, что за собой повлекло развитие голода"10. Стимулировал приток беженцев и неурожай 1920 г. в РСФСР, которым было охвачено семь центральных районов, а в 1921 г. голод охватил и Поволжье. Только в 1921 г. в результате всех этих бедствий в Киргизскую АССР прибыли 45 848 человек11.
На II Киргизской областной конференции РКП(б) отмечалось, что города "перегружены голодающими беженцами"12. Регион представлял собой территорию с преобладанием сельского кочевого и полукочевого населения, а слаборазвитая экономика была не в состоянии удовлетворить бытовые и продовольственные потребности беженцев. Посевные площади сократились с 3,6 млн десятин в 1914 г. до 1,6 млн десятин в 1922 г. При этом, разумеется, упала урожайность. Валовой сбор зерна уменьшился в три с лишним раза13. Основной отраслью народного хозяйства являлось животноводство, которое также оказалось в глубочайшем кризисе. С 1914 по 1922 г. численность крупного рогатого скота уменьшилась на 2,1 млн голов, мелкого рогатого скота (овец и коз) - почти на 6,5 млн Поголовье всех видов скота сократилось более чем на 10,8 млн голов14. Тяжелое экономическое положение наряду с административным подходом к его преодолению способствовали развитию голода.
Кустанайская губерния: население осуждает Советскую власть
Тяжелейшая ситуация сложилась также в Кустанайской губернии. Впервые голод здесь обозначился еще в период засухи июля 1921 г. Здесь также наблюдался приток голодных беженцев из центральных регионов России15. Усугубляли ситуацию мероприятия Советской власти, направленные на изъятие излишков хлеба. В Кустанайской губернии были признаны голодающими 18 волостей и 5 районов. К 1 января 1921 г. на территории губернии проживали 57 717 человек, из которых голодали 28 374 человека, или около половины населения16. Однако число голодающих возрастало и к 1 марта 1921 г. достигло 35 435 человек. В обзоре Кустанайской губернии от 16 января 1922 г. отмечалось, что голод развился в среде беднейшего населения, которое вынуждено было распродать свое имущество и употреблять в пищу скот своего хозяйства. Сильно пострадало казахское население, но в наибольшей степени голод отразился на беженцах. Об этом писала кустанайская газета "Степь": "Теперешнее голодное переселение из поволжских губерний - это по общему мнению безумие. Возможно, что сотни, а может быть тысячи из менее потерявших голову и просившихся куда попало, спасутся, но большая часть из них, несомненно, погибнет к тому времени, когда на место их вывоза уже прибудет необходимая помощь"17.
Особенно сильным был голод в самом Кустанае, где скопилось много переселенцев. В январе 1921 г. по городу было зарегистрировано 1200 смертей от голода, в феврале и марте - 500. По сообщениям из Федоровского и Денисовского районов Кустанайской губернии у казахского населения погибло до 50% скота18. Беднейшие казахи откочевали из аулов, в том числе в близлежащие районы РСФСР. Коренное население стало отрицательно относиться к Советской власти. Так, например, в Урицком районе население потеряло веру в помощь государства, "осуждая Советскую власть за то, что она выкачала весь хлеб в прошедшем 1920 году и теперь не намерена помогать крестьянам"19.
Одной из причин развития голода в Кустанайской губернии было административное решение продовольственной проблемы, в виде аннулирования нарядов на получение продовольствия из Челябинска и из Акмолинской области. Об этом сообщалось в докладе Центральной комиссии помощи голодающим при Киргизском ЦИК от 25 февраля 1922 г.20 В результате 90% населения губернии было охвачено голодом21.
Из семи губерний голодало пять
В других губерниях Казахстана ситуация обстояла не лучшим образом. В Актюбинской губернии по некоторым районам количество голодающих достигло 80%. К концу 1921 г. развилась эпидемия тифа22. Смертность от голода и сопутствующих болезней, массовая миграция из районов бедствия вызвали снижение численности населения. Если в 1914 г. на территории будущего Казахстана проживало 4 811 662 человека, то к началу 1922 г. население составляло 3 795 963 человека23. Из семи губерний Казахстана голодом были охвачены пять. Прежде всего, запад, север и центр Казахстана с наибольшим количеством беженцев.
Голод охватил и некоторые районы Акмолинской области, куда переселились 470 000 голодающих из других губерний, прежде всего из Челябинской, Кустанайской и Самарской, что поставило экономику области в сложное положение24. Здесь отмечались случаи людоедства25.
Как власти принимали меры
Местные органы власти были вынуждены искать пути преодоления голода. 15 июля 1921 г. КирЦИК обнародовал постановление о создании Комитета помощи голодающему населению26. Позже была создана специальная Комиссия по борьбе с последствиями голода, которая начала свою деятельность 15 октября 1922 г.27, а при губернских и уездных исполкомах создавались местные комиссии по борьбе с последствиями голода.
Недовольство политикой властей в ряде случаев выливалось в акты вооруженного сопротивления. Так, например, в феврале - марте 1921 г. очаги напряженности стали возникать в Акмолинском, Петропавловском и Кокчетавском районах. Начался стихийный процесс обратной миграции крестьян, прибывших еще до революции с Украины и из Центральной России. Отток населения отрицательно сказался на экономике. Посредством вмешательства и разъяснительной работы партийных органов удалось остановить стихийный поток обратного переселения28. В результате многочисленных обращений с мест границы Киргизской АССР были закрыты.
12-17 февраля 1922 г. в Оренбурге состоялся 1й Всекиргизский съезд Комиссии помгол с участием делегатов пострадавших губерний29. В докладе Комиссии помощи голодающим Киргизской АССР о причинах голода от 30 апреля 1922 г. отмечалось, что голод сопровождался эпидемиями, в том числе холерной, ростом детской беспризорности30. (Таблица 2)
15 ноября 1921 г. на территории Киргизской АССР развернула свою деятельность Американская администрация помощи (АРА)32. Был создан специальный орган по координации доставки и реализации гуманитарной помощи, который непосредственно подчинялся правительству РСФСР33. Переговоры с АРА были успешными, и последняя согласилась оказать помощь продовольствием для 120 000 детей в районах бедствия34. Однако этого было недостаточно, поэтому велись переговоры с католической миссией Папы Римского в России. Представители этой миссии дали согласие на оказание помощи. В телеграмме от 5 декабря 1922 г., направленной в Оренбург из Москвы, говорилось, что "Католическая миссия получила согласие Папы Римского взять на свое иждивение 20 000 детей в районе города Оренбурга, а также согласилась на доставку медикаментов и питания"35.
Гуманитарная помощь со стороны европейских государств явилась определенным подспорьем в борьбе с голодом. Т. Рыскулов писал, что "Советская власть приняла меры помощи голодающим. Было переселено в Россию, Туркестан и другие соседние окраины до 80 000 взрослых и 35 000 детей, открыты отделения американской помощи АРА и другие меры. По Туркестанской республике было собрано около 40 000 голов скота и роздано голодающему населению Казахстана, а центр РСФСР отпустил до 2 миллионов пудов зерна"36. По мере ликвидации последствий голода увеличилось количество пожелавших вернуться на старое место жительство. По данным за июль 1922 г. из Акмолинской области было отправлено 3798 человек, в том числе в Самарскую губернию 1934 человека, в Казанскую - 1640 человек37. В голодные годы в тяжелом положении оказались не только крестьяне, но и рабочие. Чтобы облегчить их положение, 1260 казахских семей в организованном порядке были отправлены в Туркестанский край38. В 1921 г. трудящиеся Туркестана приютили у себя около 41 000 детей казахов39.
1. Урядова А. Голод 1920х годов в России и Русское Зарубежье. СПб., 2010. С. 33; Боже В., Непеин И. Жатва смерти. Челябинск, 1994. С. 33.
2. Алексеенко А.Н. Население Казахстана. 1920-1990 гг. Алматы, 1993. С. 52.
3. Eiduck A. Die russische Hungersnot 1921-1922 und ihre Bek?mpfung in Lichte der Tatsache. Berlin, 1922. S. 4.
4. Ibid. S. 5.
5. Центральный Государственный архив Республики Казахстан (ЦГА РК). Ф. Р-1215. Оп. 1. Д. 10. Л. 2об.
6. Там же. Л. 3.
7. ЦГА РК. Ф. Р-320. Оп. 1. Д. 45. Л. 98-99.
8. Базанова Ф.Н. Формирование национального состава населения Казахстана в годы Гражданской войны и восстановления народного хозяйства // Вестник АН Казахской ССР. 1979. N 1. С. 59.
9. ЦГА РК. Ф. Р-40. Оп. 1. Д. 221. Л. 63.
10. Доклад III Всекиргизскому съезду Советов о деятельности киргизского народного комиссариата земледелия с начала 1922 года и к съезду Советов КССР. Оренбург, 1922. С. 47; Шмидт В. Голод в Казахстане в 1921-1924 годах. Причины и последствия // Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях. Сб. науч. трудов. Усть-Каменогорск, 2005. Ч. 2. С. 196-211.
11. Лубны-Герцык Л.И. Движение населения на территории СССР за время мировой войны и революции. М., 1926. С. 29.
12. II Казахстанская областная конференция РКП(б): 19-27 февраля 1922 года. Алма-Ата, 1926. С. 29.
13. Собрание статистических сведений о движении населения, скота и урожаев по Казахской АССР с 1880 по 1922 годы. Оренбург, 1925. С. 68-69.
14. Там же. С. 44-45.
15. ЦГА РК. Ф. Р-1215. Оп. 1. Д. 20. Л. 9.
16. Там же. Л. 230.
17. Степь. 1921. N 5. 04.03.
18. ЦГА РК. Ф. Р-1215. Оп. 1. Д. 20. Л. 10.
19. ЦГА РК. Ф. Р-320. Оп. 1. Д. 45. Л. 97об.
20. Там же. Л. 84.
21. Там же. Л. 97.
22. Там же. Л. 98.
23. История Казахстана. Очерк. Алматы, 1993. С. 229.
24. ЦГА РК. Ф. Р-320. Оп. 1. Д. 45. Л. 84-85.
25. ЦГА РК. Ф. Р-320. Оп. 1. Д. 36. Л. 60.
26. ЦГА РК. Ф. Р-320. Оп. 1. Д. 45. Л. 105.
27. ЦГА РК. Ф. Р-320. Оп. 1. Д. 41. Л. 127.
28. ЦГА РК. Ф. Р-74. Оп. 3. Д. 46. Л. 6.
29. ЦГА РК. Ф. Р-320. Оп. 1. Д. 45. Л. 127.
30. ЦГА РК. Ф. Р-196. Оп. 1. Д. 40. Л. 307-310.
31. ЦГА РК. Ф. Р-320. Оп. 1. Д. 36. Л. 62.
32. ЦГА РК. Ф. Р-320. Оп. 1. Д. 45. Л. 111.
33. ЦГА РК. Ф. Р-5. Оп. 6. Д. 75. Л. 43.
34. Там же. Л. 47а.
35. Там же. Л. 48.
36. Рыскулов Т.Р. Собр. соч. Алматы, 1997. Т. 2. С. 243.
37. ЦГА РК. Ф. Р-83. Оп. 1. Д. 162. Л. 78.
38. II Казахстанская областная конференция РКП(б): 19-27 февраля 1922 года. Алма-Ата, 1926. С. 84.
39. ЦГА РК. Ф. Р-83. Оп. 1. Д. 70. Л. 17.