Вот только изображен Иван Иванович (так Витус Беринг стал именоваться, став русским подданным) в Сколкове совсем не таким, как привыкли его видеть на известном портрете, обнаруженном в 1945-м. На нем, однако, вовсе не Витус, он же Иван, Беринг. И, возможно, даже не его дядя, как принято считать. То, что выглядел Беринг иначе, нежели на портрете, стало понятно после камчатской экспедиции известного путешественника Дмитрия Шпаро в 1991 году. Тогда на острове Беринга археологам удалось обнаружить могилу командора и провести исследования останков. Они-то и позволили восстановить истинную внешность Беринга.
- Научная реконструкция лица Беринга была сделана профессором Виктором Звягиным, когда все останки были перевезены в Москву, а скульптор Юрий Чернов выполнил этот памятник, - вспоминает Дмитрий Шпаро.
Правда, по словам Шпаро, Звягин оказался не слишком доволен вариантом, который получился у Чернова. Но дело в том, что Звягин делал реконструкцию на момент смерти Беринга, когда ему было 60 лет. Чернов же изобразил командора в момент расцвета - 45-летним. К тому же в парике. Такой памтяник и установили в Сколково. Тут Беринг совсем не похож на человека с известного портрета.
- Дядя это или нет - тоже вопрос, - отмечает участник двух камчатских экспедиций, правда, уже ХХ века Сергей Епишкин. - Примечательно, что этот портрет выполнен красками не на холсте, а на доске. Так было принято на Руси, где существовала культура иконописи, а портрет появился много позже. Поэтому, возможно, это просто копия с какого-то портрета. Может быть, и датского. Но кого именно - доподлинно неизвестно.
Обнаружить останки Беринга в 1991-м удалось во многом благодаря... доскам.
- На острове Беринга не вечная мерзлота, в которой останки хорошо сохраняются, а песчаный грунт да еще промываемый морской водой. В нем наоборот что-либо сохраняется крайне плохо, - объясняет Шпаро. - В могиле были обнаружены останки трех человек. Останки одного из них сохранились лучше, так как были прикрыты досками.
Гроб на острове изготовить было попросту не из чего. Но какие-то доски нашли и прикрыли тело. Они и спасли череп.
Сергей Епишкин говорит, что человеческий череп индивидуален, как и отпечатки пальцев. Но если в случае с отпечатками родственные моменты не переходят от одного родственника к другому, то черты черепа - напротив.
Тогда Епишкин и занялся поиском изображений людей из рода Берингов, составил генеалогическое древо. И выделил 37 индивидуальных черт, которые передаются по линии Берингов, не подвергаясь изменениям. Были среди них характерные залысины.
- У черепа, обнаруженного на острове и отправленного на экспертизу, - 35 черт из 37 присущих роду Берингов. После этого можно было сказать, что череп принадлежит роду Берингов. А из всех его представителей на острове был только Витус, - заключает исследователь.
...Беринг вернулся на остров, названный в честь него, в 1992-м. Останки отважного морехода были перезахоронены спустя год - почти в том же месте, где их обнаружили. Дорога на остров заняла несколько часов. Во времена Беринга на путешествия к другому концу Света уходили годы. Годы борьбы со стихией, болезнями, местными властями.
- Надо понимать, что почту в те времена регулярно доставляли только до Тобольска. А дальше - с оказией. Это и писем касалось, и даже царских указов, - рассказывает Сергей Епишкин. - Неудивительно, что помогать экспедиции Беринга, в которой было задействовано несколько тысяч человек, после того, как она миновала Тобольск, охотников среди местных властей, где царствовала коррупция, было мало.
Но Беринг пробивал провиант, делал запасы и готовил экспедицию всеми силами, что у него были. В Сибири на него жаловались - слишком суров и ставит недостижимые цели. В Петербурге критиковали - медлит с экспедицией.
Беринг не медлил - тщательно выверял. Был по-датски рачителен и по-русски отважен. Иначе не стал бы одним из великих первооткрывателей Российской Империи.
"Держитесь по-христиански - честно и справедливо"
Сохранилось несколько писем, которые Витус Беринг (он был в экспедиции с женой) отправлял сыновьям в Петербург. Это - сыну Йонасу, почти за два года до смерти - переведено с немецкого и напечатано в работе Сергея Епишкина, посвященной камчатским экспедициям начала 1990-х.
Мой дорогой сын!
Из ваших писем узнал, что, хвала Господу, вы здоровы. Я узнал так же, что по вашему желанию вы служите в армии... Вместе с вашей любящей мамой я разрешил это по вашей просьбе, но мы не можем представить, как таким способом вы могли бы достичь благополучия. Но, впрочем, рекомендующие лица будут наблюдать за вашим прилежанием, о чем ваша любящая мама написала в своем письме.
Вы должны упорно продолжать свою учебу, и на русском языке должны не только читать и писать, но и переводить. Ваше свободное время не должно пропадать без пользы. Буду помогать вам в соответствии с моими возможностями, пока не почувствую, что вам нужно нечто иное.
Держитесь по-христиански, честно и справедливо, будьте прилежны.
С надежой, что этот наказ придаст вам силы. Да защитит вас Всевышний.
Остаюсь верным вам отец В. Беринг
Охотск, 4 феварля 1740 года