Например, памятнику строителям района Бескудниково (есть и такой) в этом году - 50 лет. О негромкой дате напомнил бывший житель этого московского района Андрей Бодров. Он вообще называет этот монумент своим любимым в столице.
Почему? Возможно, просто ностальгия. Обычно ведь первое футбольное поле с залысинами во вратарской и вечной лужей на левом фланге, сквер рядом со школой со врытыми в землю покрышками от грузовиков, родной двор с приятным уху скрипом качелей запоминаются навсегда и становятся любимыми.
Тем более если во дворе есть памятник. Как этот в Бескудникове. Это тоже "Рабочий и колхозница". Но местного масштаба. Его установили на месте, где состоялся первый субботник жителей района.
- В этом памятнике прекрасно все: мужчина-электросварщик с гордостью демонстрирует женщине-коллеге новые кварталы, - вновь радуется, глядя на скульптуру Андрей Бодров. - Они добросовестно выполнили свою работу и теперь могут спокойно взять путевку, например, в пансионат в Абхазии.
...На территории нынешнего Бескудниковского района ранее стояли деревни Бескудниково и Верхние Лихоборы. В 1960-м эти территории присоединили к Москве, после чего здесь развернулось массовое строительство. Мест, где стояли деревянные избы теперь не узнать.
Несколько тысяч людей переселили из коммуналок и бараков в благоустроенные отдельные квартиры. Бескудниковские пятиэтажки уже снесены как устаревшие, а полвека назад это было современное жилье. И никакой ипотеки.
Кстати, дома, что были за спинами у сварщика и его коллеги, спроектированы Виталием Лагутенко. Виталий Павлович, который еще под руководством знаменитого Алексея Щусева работал на строительстве Казанского вокзала, знаменит тем, что разработал серию многоквартирных домов, строившихся по индустриальной технологии. Серия этих "хрущевок" получила название К-7. Их в Москве уже почти не осталось. Так что в программу реновации попадут последние.
А до Великой Отечественной Виталий Лагутенко (дед певца Ильи Лагутенко, солиста группы "Мумий Тролль") занимался в Москве проектированием других сооружений - а именно бомбоубежищ. Кроме того, под его руководством маскировались от налетов фашистской авиации спецобъекты в Москве.
Осталось прошлое Бескудникова и в еще одном необычном памятнике - железнодорожной ветке. Она соединяла Савеловское и Ярославское направления и так и называлась - Бескудниковской. Просуществовала ветка без малого 100 лет, после чего в конце 1980-х была разобрана. Правда, до сих пор сохранились некоторые ее участки. А в районе бывшего остановочного пункта Институт пути в 2005 году соорудили памятник железной дороге, которой больше нет.
Это фрагменты железнодорожных рельсов на насыпи с колесной парой, а рядом - детский паровозик во дворе одной из высоток на улице Декабристов. Люди, которые помнят направление железной дороги отмечают, что нынешние рельсы положены перпендикулярно той дороге, зато игрушечный паровоз следует в правильном направлении.
Этой железной дороги уже нет. Не осталось почти московских "хрущовок", в том числе бескудниковских. Но памятник их строителям останется стоять. Нынешним вот, правда, вряд ли поставят.