- Приходя к нам, китайцы первым делом спрашивают о шпаге Пу И, - рассказала тогда главный хранитель музея Ольга Сотчихина. - Шпага относится к оружию японского дипломатического корпуса, которое полагалось чиновникам высшего ранга, в том числе премьер-министру. Есть версия, что шпагу преподнесли императору Пу И в качестве дипломатического подарка. А к нам она попала в 1964 году, ее передал музею вместе со своими наградами кавалер ордена Суворова 1-й степени генерал-полковник Михаил Ковалев. На момент пленения последнего китайского императора он занимал должность заместителя командующего Забайкальско-Амурского военного округа и присутствовал при официальной капитуляции руководителей империи.
А вот как дарственное оружие Пу И оказалась у Михаила Прокофьевича, поселившегося в Ленинграде после выхода в отставку, неизвестно. Его объяснение не сохранилось, а в 1967 году Ковалев скончался.
Без малого три десятка лет шпага пролежала в "суворовском" хранилище, впервые была выставлена на всеобщее обозрение в 1991 году в Тольятти на выставке "Холодное оружие".
Дню фронтового корреспондента - быть!
Союз журналистов России поддержал публикацию "Родины"
JSICUT1
Нет в мире покоя. Его сотрясают войны, локальные конфликты... И всегда в "горячие точки" обязаны ехать журналисты - пишущие, снимающие, чтобы донести правдивую информацию до своих читателей, зрителей. Они рискуют жизнью, порой отдают ее, исполняя свой профессиональный, гражданский долг.
К людям такой судьбы должно быть особое отношение общества. О павших мы должны помнить как о героях, заботиться об обеспечении безопасности журналистов, уходящих на поля сражений. Вот почему секретариат Союза журналистов России высоко оценил и единогласно поддержал инициативу редакции журнала "Родина" (N5, 2017 г.) обозначить в календаре памятных дат России день выхода первой фронтовой газеты "Россиянин" - 13 (25) июля 1812 года - как День фронтового корреспондента.
Борис Резник,
Секретарь Союза журналистов России
Работа над ошибками
Уважаемая редакция!
Обращаюсь к вам по поводу статьи из декабрьского номера "Родины" за прошлый год "Нет таких крепостей, которые не брали сибиряки".
Во врезке к статье опубликована не верная информация, будто на картине "Взятие снежного городка" в образе мужчины в санях, которого многие наши современники находят похожим на Никиту Михалкова, Василий Иванович Суриков изобразил себя. На самом деле для этого образа позировал младший брат художника Александр Иванович Суриков (1856-1930). Именно Александр Иванович подал художнику, находившемуся в глубоком горе после смерти любимой жены Елизаветы Августовны, мысль написать картину о старинной масленичной забаве, он же помогал Василию Ивановичу найти подходящую натуру для картины.
В Красноярске в Музее-усадьбе В.И. Сурикова хранится несколько портретов и целый ряд фотографий А.И. Сурикова, а также этюдное изображение для "Взятия снежного городка" мужчины в собольей шубе, написанное с Александра Ивановича.
С уважением, заместитель директора Красноярского краевого краеведческого музея И.А. Черкасов.
В анонсах статьи "Как продавали Аляску" ("Родина" N 4, 2017) на страницах 4 и 64 один из авторов - Александр Петров - из-за технического сбоя ошибочно назван Андреем. Приносим извинения Александру Юрьевичу Петрову, доктору исторических наук, главному научному сотруднику Института всеобщей истории РАН, и всем читателям нашего журнала.