Почему колхозники вспомнили про солнце русской поэзии? Учитель географии Алевтина Сапенкова, работающая в местной школе больше 40 лет, говорит, что в 1930е годы предложение поступило от некого крестьянина, обладателя внушительного сборника с произведениями Александра Сергеевича.
Предложение поддержали единогласно.
А стихи Пушкина школьники читают и сейчас. На уроке в 5м классе многолюдно - восемь человек. Люба старательно декламирует "Няню":
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь...
Заботы у этих ребят появятся позже, пока можно помечтать о будущем. Правда, нынешний выпуск в ашковской школе малочисленный - одна Настя Соловьева. За последние 40 лет количество учеников сократилось с 258 до 50. Конечно, они не только Пушкина читают. Работают на школьном огороде, за счет продажи моркови и свеклы подновляют мебель в классах. Ведь того, что выделяет государство, - 7 тысяч рублей - хватит разве что на парту для единственной выпускницы.
Или на косметическое обновление памятника Поэту.
Надо ли удивляться, что до памятника рукотворного в АОЗТ имени Пушкина не доходят руки...
Местный умелец Евгений Датов еще в 1960х исполнил бюст, который установили в центре колхоза. Когда-то здесь награждали грамотами лучших механизаторов, проводили сельские праздники. Теперь рядом с облупившимся Пушкиным шумно разве что из-за грачей.
Директор акционерного общества Андрей Васильев летает по полям, как председатель в советском кино. Только вместо газика - юркая японская машинка. Говорит, что так бы и оставил название "колхоз имени Пушкина", да заставили поменять из-за смены формы собственности.
- А за Пушкина простите. Стыдно. Но он поймет, - говорит председатель, у которого на балансе полуразвалившийся дом культуры, медпункт и уйма других нерешенных проблем. Потому как не о Пушкине в селе переживают, а о том, что народная тропа заросла к мосту через реку Гжать: весной его разрушило половодьем. И деревни на другом берегу отрезало от главной усадьбы. В школу детям теперь приходится добираться в объезд.
Но они все равно читают Пушкина:
В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья...
Суриковцы готовы помочь!
Редакция "Родины" обратилась в Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова (МГАХИ) с предложением организовать совместный ремонт памятника Пушкину.
- Нам эта история интересна. Поскольку бюст на реставрацию забрать нельзя, нужно проводить работы на месте. Подумаем, что можно предпринять, - сказал нашему корреспонденту декан факультета скульптуры МГАХИ Галим Долмогомбетов.
Мы будем информировать читателей о развитии событий.