Лекции о музыке и китайские вальсы на досуге
Фотография 1950 - 1960-х гг. сохранила только два цвета советской действительности - черный и белый, однако мир обывателя оказался многоцветным.
Структура культурного досуга ленинградцев состояла из теории и повседневной практики. Подобное деление объяснялось тем, что органы власти стремились создать условия, при которых человек не просто получал эмоциональное удовольствие, например, от просмотра спектакля, но и понимал исторический контекст, смысловое значение театрализованного представления.
Распространенной формой теоретической составляющей культурного досуга выступали лекции. Они читались в лекториях, красных уголках и других местах культурно-массовой работы, делились на две категории - эпизодические (одна лекция, посвященная конкретной теме) и цикловые (на них рассматривалась большая тема в течение нескольких занятий).
С 1958 г. в ДК пищевой промышленности проводился цикл лекций "Как слушать музыку". Он проходил в течение двух лет под руководством музыканта А.П. Утешева. Для закрепления полученных теоретических знаний лекции сопровождались выступлениями артистов академических театров, прослушиванием грамзаписей и демонстрацией кинофильмов1.
Одной из результативных форм кооперации теории и практики культурного отдыха выступала самодеятельность (драмкружки, хоры и т.д.). Этот вид внерабочего проведения времени, особенно в 1960-е гг., был очень популярен. Интересно, что в него вовлекались даже иностранцы. В частности, на мероприятии "Вечер встречи с китайскими друзьями" китайские студенты выступили с концертом художественной самодеятельности, на котором хор исполнял китайские песни, а студент Тань Дун-чин в сольном выступлении на губной гармошке играл китайские марши и вальсы. После концерта китайские студенты и молодые ленинградцы посетили Китайский дворец и выставку китайского декоративного искусства, экспонировавшуюся во дворце Петра III2.
От студентов не отставали работники металлургической промышленности Ленинграда. В 1957 г. для тружеников ленинградских заводов открыли двери 44 кружка художественной самодеятельности (среди них хоровое, драматическое, хореографическое и другие направления)3.
В середине 1960-х гг. функции художественной самодеятельности значительно расширились. Например, в одном только ДК "Прогресс" ленинградского оптико-механического объединения в 1965 г. работало 18 коллективов художественной самодеятельности и 9 кружков прикладного искусства. На их базе были созданы агитбригады, которые пропагандировали среди рабочих литературно-музыкальные композиции, критиковали тунеядство и пьянство. Несмотря на насыщенный ритм работы, не забывали о повышении культурного уровня самих участников самодеятельности - проводилась политико-идеологическая учеба, организовывались встречи с деятелями искусств, композиторами, поэтами, посещения театров и концертных залов4.
Для ленинградцев свои двери открывали музеи, театры, дома и дворцы культуры, клубы, библиотеки и парки. В 1957 г. в клубе фабрики "Большевичка" музей истории Ленинграда провел тематический вечер "Ленинград - один из центров науки и литературы". А Театральный музей провел 12 тематических программ концертов звукозаписи. Среди них "Певцы народов мира", "Корифеи русской оперы", "Мастера итальянской оперы" и т.д.5
В городских парках
На территории городских и пригородных парков проводились выставки, фестивали, карнавалы, народные гулянья, концерты, встречи, показы кинофильмов и многое другое. К одной из любимых пригородных парковых зон, которая вносила особый колорит в жизнь обывателя, относился Петродворец (Петергоф). Посещая его, человек погружался в мир, наполненный красотой и изяществом. На территории Петродворца проводились такие культурные мероприятия, как: "открытие фонтанов, праздник песни, закрытие фонтанов, праздник зимы и др. Вечера отдыха Петродворцового района, хоровые концерты, устные журналы, вечера вопросов и ответов"6. Рекомендовалось "проводить встречи с лучшими садоводами из др[угих] городов (Рига, Тбилиси, Таллин и др.) с целью обмена опытом. Предоставлять наши площадки и эстрады для популяризации молодых талантов в области искусства, музыки, литературы. Следует отказаться от выступлений артистов на Большом каскаде, исключая традиционные праздники Петергофа"7.
Не отставали от Петродворца и другие садово-парковые комплексы. Например, в парке ЦПКиО им. С.М. Кирова в 1958 г. в Большом закрытом театре усилиями симфонического оркестра ленинградской филармонии проводились "музыкальные понедельники". На них вниманию посетителей предлагались как программные произведения Чайковского, Рахманинова, Бетховена, Вагнера, так и произведения ленинградских композиторов8.
Вторая половина музыкальной недели начиналась с "литературных и музыкальных четвергов". Например, в парке Зеленогорска в 1958 г. проводились литературный и музыкальные четверги, на которых проходили лекции-концерты - "Вечер советской поэзии" или "Музыкальный Ленинград". Вместе с этим проходили встречи и творческие вечера композиторов - В.И. Соловьева-Седого, М.Я. Фиркельмана и др.9.
Наряду с популяризацией музыки в парках, дворцах культуры, библиотеках и на других культурно-массовых площадках проводились мероприятия, посвященные поэзии, живописи, скульптуре, театральному искусству и т.д.
Карнавалы и фестивали
Из всей череды культурных мероприятий были и особо ожидаемые. В 1958 г. проводился XVII карнавал, посвященный молодежи. Он проводился очень красочно - участники любовались выстрелом из большой карнавальной пушки; эффектным появлением Хоттабыча из двухметровой бутылки, которая была сброшена с вертолета10.
С 1958 г. в культурной жизни Ленинграда началась новая традиция - впервые проводился фестиваль искусств "Белые ночи". В этом мероприятии участвовало большинство культурно-массовых организаций. В рамках фестиваля проводились неделя музыки, день советской литературы, день искусств, день художественной самодеятельности и других общегородских мероприятий11.
Разнообразие культурно-просветительных мероприятий предоставляло ленинградцу возможность выбора наиболее близкого для него варианта отдыха.
"Фокстротное топтанье"
Для учащихся Ленинградского электротехнического института связи им. Бонч-Бруевича руководство института организовывало коллективные посещения театров и концертов; встречи с артистами, писателями, композиторами, художниками; экскурсии в музеи и на выставки; массовые прогулки за город на автомашинах и пароходах. Не забывалась, конечно, и теория - проводились лекции-концерты по истории отечественного и зарубежного искусства12.
В Ленинградском электротехническом институте связи им. Бонч-Бруевича проводились вечера отдыха как общеинститутские, так и факультетские и курсовые. На них проводились концерты Ленгосфилармонии и Ленгосэстрады, демонстрировались кинофильмы, в фойе организовывались массовые игры, шуточные лотереи и т.д. Проводились танцы, а в перерывах разыгрывалась викторина13.
Часть подростков увлекалась "буржуазной" музыкой. 18 декабря 1956 г. на конференции работников профсоюзных клубов, домов, дворцов культуры Ленинграда и области с тревогой отмечалось, что в некоторые институты приглашаются оркестры, которые "подчас исполняют пошленькие песенки и случайные танцевальные мелодии. Вместе с оркестрантами на студенческие вечера проникают "стиляги", которые, как правило, вертятся около оркестра, говорят на вульгарном жаргоне и так далее. Это, бесспорно, разлагающе действует на некоторую часть студенческой молодежи. Но борьба культактива и комсомольских организаций во многих институтах ведется с этими "темными пятнами" крайне неудовлетворительно. Как правило, дирижеров танцев на студенческих танцевальных вечерах не бывает, и поэтому многие студенты попадают под влияние дурных вкусов"14.
Административные меры не всегда приносили результат, поэтому власти стали популяризировать классический танец. В частности, развивали работу клубов бального танца. Заинтересованность подростков классическим танцем объяснялась тем, что "постепенно они (молодые люди. - Авт.) выделяются из общей фокстротной массы, некоторым надоело фокстротное топтанье"15.
Недостатки культпросветработы
Правда, жизнь внесла свои коррективы. В архивах сохранилось много документов, в которых посетители кинотеатров или парков, а также контролирующих инстанций оставили свои замечания по поводу недостаточно освещенных и холодных помещений домов культуры, неприветливых гардеробщиц в театре, ужасно оформленной программы концерта, вырванных с корнем цветов в парке. Проблемы возникали и с помещениями, где проводились культурно-массовые мероприятия. В ряде случаев была характерна следующая картина: "Большинство организуемых мероприятий проводятся в небольших актовых залах, учебных аудиториях, красных уголках студенческих общежитий или в арендуемых помещениях в школах и в небольших клубах. Обычно эти помещения мало уютные, не имеют надлежащей, располагающей к культурному отдыху мебели, отсутствуют комнаты отдыха, необходимая, дополняющая отдых наглядная агитация и настольные игры"16.
В парковых зонах тоже были свои проблемы. Например, в 1954 г. оказалось, что в ЦПКиО им. С.М. Кирова "недостаточно благоустроен и отдельные части его имеют неприглядный вид. Нуждаются в капитальном ремонте фасад Большого летнего театра, плавательный бассейн, ряд аллей и дорожек, восточная и западная части парка слабо освещены. Цветочное оформление парка находится на недостаточно высоком уровне"17.
Культурная жизнь порой носила сезонный характер: "У нас в Ленинграде в послевоенное время создалось ненормальное положение. Культурная музыкальная жизнь наблюдается в зимний период, а когда наступает лето, то начинается затишье, т.е., пользуясь языком старых хроникеров, можно сказать, что зимой у нас музыкальный оазис, а летом пустыня. И нужно поднять вопрос о возрождении симфонических летних концертов. Симфонические летние концерты - древняя традиция нашего города, и принять решение о возрождении этой традиции нужно сейчас"18.
Закончив свой трудовой день, рядовой ленинградец погружался в калейдоскоп культурных мероприятий, которые позволяли ему эмоционально и психологически отдохнуть и набраться сил. Система культурно-просветительных учреждений организовывалась таким образом, чтобы, с одной стороны, учитывать запросы большинства жителей города, а с другой - решать задачи общеобразовательного и общекультурного плана.
1. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб.). Ф. Р-6276. Оп. 273. Д. 406. Л. 14, 15.
2. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб.). Ф. 105. Оп. 1. Д. 742. Л. 10, 11.
3. ЦГА СПб. Ф. Р-6276. Оп. 273. Д. 230. Л. 4-6.
4. ЦГА СПб. Ф. Р-6276. Оп. 276. Д. 370. Л. 45-47.
5. ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 729. Л. 6.
6. Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб.) Ф. 3712. Оп. 6. Д. 17. Л. 6.
7. Там же.
8. ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 737. Л. 24.
9. ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 741. Л. 10.
10. ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 737. Л. 32.
11. ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1 Д. 738. Л. 10; Д. 739. Л. 8.
12. ЦГА СПб. Ф. Р-6276. Оп. 273. Д. 75. Л. 55, 56.
13. ЦГА СПб. Ф. Р-6276. Оп. 273. Д. 600. Л. 32, 33.
14. ЦГА СПб. Ф. Р-6276. Оп. 273. Д. 75. Л. 60.
15. ЦГА СПб. Ф. Р-6276. Оп. 273. Д. 596. Л. 61.
16. ЦГА СПб. Ф. Р-6276. Оп. 273. Д. 75. Л. 55, 56.
17. ЦГАИПД СПб. Ф. 3527. Оп.5. Д.1. Л. 2, 6.
18. ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 19. Л. 17.