30.06.2017 15:40
"Родина"

Тмутараканский камень подтверждает связь Древней Руси с современным Крымом

Надпись на нем неоспоримо подтверждает тесную связь Древней Руси с современным Крымом
Текст:  Виктор Файбисович (кандидат культурологии, ведущий рубрики)
Родина - Федеральный выпуск: №7 (717)
Эрмитаж и журнал "Родина" продолжают совместный проект, в рамках которого мы знакомим читателей с малоизвестными раритетами из запасников главного российского музея.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Порог казармы: дверь в древность

Лето 1792 года выдалось в Тамани дождливым. Казарму егерского батальона заливало. Неподалеку от старой турецкой крепости в овраге среди обломков древних построек егеря насмотрели длинную массивную мраморную плиту и, перетащив ее к своей казарме, превратили в порог. Пол в казарме просох, но радовались егеря недолго. Командир батальона, премьер-майор Х. Розенберг обратил внимание на древнерусскую надпись, насеченную на плите.

Что удивило иностранцев в путешествии по российскому Крыму при Екатерине II

Хотя смысл некоторых знаков оставался темным, не подлежало сомнению: надпись увековечила измерение расстояния "от Тмутороканя до Корчева", пройденного неким князем Глебом по льду замерзшего моря.

Розенберг уведомил о находке начальство. В начале сентября флота капитан бригадирского ранга П. Пустошкин, погрузив камень на борт небольшого судна "Панагия Апотуменгана" (греч. Таманская Пресвятая), отплыл из Тамани в Таганрог. Он намеревался представить находку председателю Черноморского адмиралтейского правления вице-адмиралу Н. Мордвинову, но, не застав того в Таганроге, отправился в Севастополь. В ночь с 8 на 9 сентября на севастопольском рейде жестокий шторм сорвал судно с якорей и прибил к берегу Стамбула. Лишь в конце марта 1793 года после длительного ремонта корабль с таманским мрамором на борту возвратился в Севастополь. Уже оттуда находку доставили к Мордвинову в Николаев.

Здесь камень осмотрел войсковой дьяк (глава канцелярии Войска Донского) премьер-майор Г. Егоров; оказавшись вскоре в Петербурге, он сообщил о таманском памятнике графу А. Мусину-Пушкину - страстному собирателю отечественных древностей. По представлению последнего императрица Екатерина II повелела вернуть памятник в Тамань "с устроением приличного вокруг его ограждения и чтобы снята была его мера, а более всего слова на нем находящиеся в точной их величине и почерке". Академику П. Палласу было поручено изучить памятник на месте.

Сокровища Эрмитажа: Как часы с носорогом стали экспонатом музея революции

Казалось, бывшему порогу егерской казармы уготован высокий жребий. Однако всего через десять лет известному архитектору Н. Львову пришлось разыскивать Тмутараканский камень среди других мраморных обломков в поросшей быльем церковной ограде...

Вместе со своими спутниками Львов перенес камень в местную церковь, где из остатков древних мраморных сооружений воздвиг монумент, символизирующий драматическую историю Тамани со времен классической Греции до эпохи генуэзского владычества.

В 1835 г. Тмутараканский камень стал экспонатом Керченского музея древностей; в 1851 г. он поступил в Императорский Эрмитаж.


Эксперимент Глеба, князя Тмутараканского

Город Тмутаракань, упомянутый в надписи на камне, располагался на месте античной Гермонассы, основанной ионийцами в первой половине VI в. до н.э. С VI в. н.э. на месте Гермонассы мы находим византийский город Таматарха; в VIII-X веках им владели хазары, переименовавшие город в Самкерц. После знаменитого хазарского похода князя Святослава Игоревича (965 г.) Самкерц с его окрестностями обратился в Тмутаракань - русское княжество, которым владели представители рода Святослава Ярославича, князя Черниговского. Старший сын Святослава, Глеб Святославич, упомянутый в надписи на камне, княжил в Тмутаракани с 1064 г., но был изгнан оттуда двоюродным братом - князем Ростиславом Владимировичем. После смерти Ростислава (1065 г.) Глеб вернулся в Тмутаракань, но два года спустя получил Новгород.

В центре Москвы нашли надгробную плиту приближенной Петра I

По словам летописца, князь Глеб был милостив к убогим и любил странников, радел о церквах, горячо веровал, был кроток и лицом красив. Если не о кротости, то о "горячей вере" Глеба можно судить по его аргументам в диспуте с волхвом, объявившимся в Новгороде в 1071 г. Кудесник бранил христианскую веру, оскорблял епископа и обещал перейти на другой берег Волхова по воде как по суше. Напрасно епископ Федор убеждал новгородцев не слушать язычника: его окружение редело, толпа вокруг вдохновенного чародея росла. Князь Глеб, держа под плащом топор, вопросил волхва, знает ли он, что будет с ним, волхвом, в этот день. Когда тот ответил, что сотворит великие чудеса, Глеб Святославич раскроил ему череп...

Впрочем, и сам Глеб умер насильственной смертью: вынужденный бежать из Новгорода на север, в Заволочье, он был убит местными жителями ("чудью") 30 мая 1079 г.

Как мы видим, князь не раз совершал дальние путешествия с юга на север и обратно. Возможно, скитания и пробудили в нем интерес к географическим наблюдениям и подвигли на измерительный эксперимент. Зимой 1068 г. Глеб Святославович, вновь ненадолго оказавшись в Тмутаракани, воспользовался морозами, сковавшими Азовское море, для того чтобы измерить по прямой расстояние до Корчева (Керчи).


14 000 сажен: от Тамани до Керчи

В 1794 г. "по высочайшему повелению" граф А.И. Мусин-Пушкин издал свое "Историческое исследование о местоположении древнего российскаго Тмутараканскаго княжения". Однако автору не удалось верно истолковать некоторые численные обозначения в надписи на камне, и координаты Тмутаракани он определил поэтому весьма приблизительно: "княжению Тмутараканскому, - писал он, - надобно быть в той же стороне около Азовского моря, а при том в смежности с владениями Греческими, и отнюдь не далее от Корсуни (т.е. Херсонеса Таврического, близ современного Севастополя. - Авт.), как на восемь дней езды".

Безошибочно прочел надпись и точно локализовал Тмутаракань А.Н. Оленин, впоследствии директор Публичной библиотеки и президент Академии художеств. Результаты своих двенадцатилетних трудов он изложил в "Письме к графу А.И. Мусину-Пушкину о камне Тмутараканском" - издании, вышедшем в свет весной 1806 г. В прочтении Оленина надпись на камне гласила:

"В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 10000 и 4000 сажен".

Вильгельм III отобрал из пленных русских два десятка и составил из них... хор

В переводе на современное летосчисление 6 индикт 6576 года означает декабрь 1067 - январь 1068 гг. Определив расстояние от Тмутаракани до Корчева (Керчи) в 14.000 сажен (ок. 24,5 км), Оленин подтвердил предположение, высказанное петербургским академиком Г.З.Байером еще в 1736 г.: Тмутаракань находилась на месте древней Гермонассы, Таматархи и Самкерца - на месте нынешней Тамани.

Надпись на таманском камне свидетельствовала о близком соседстве древнерусской Тмутаракани с Корчевом (Керчью), расположенным на месте античного Пантикапея. Таманский памятник приобрел поэтому роль веского аргумента в пользу теории, представлявшей Россию прямой преемницей культуры Древней Греции, унаследованной ею через Византию, - в отличие от стран Западной Европы, восприявших наследие Эллады через посредство Рима. Эта теория служила философским обоснованием "греческого проекта" Екатерины II и Г.А. Потемкина, намеревавшихся изгнать турок из Европы и основать на руинах Османской империи новое православное государство со столицей в Константинополе.

Более того, Тмутараканский камень подтверждал историческое присутствие русичей в X-XII столетиях на землях в дельте Кубани, отвоеванных у турок в ходе войны 1787-1791 гг.

Актуальность находки была столь поразительна, а надпись столь своеобразна, что неизбежно возникли подозрения в умышленной фальсификации. Споры о подлинности Тмутараканского камня длились с 1825 по 1979 г. - до выхода в свет труда А.А. Медынцевой, лишившего почвы всех, кто ставил под сомнение аутентичность этого выдающегося памятника.

Реликвии Музеи и памятники История