Уважаемая редакция!
Хочу предложить для рубрики "Домашний архив" уникальную фотографию, которую бережно храню много лет. На ней я (вторая справа) в окружении трех легендарных летчиц - Героев Советского Союза Анны Егоровой, Тамары Константиновой и Марии Смирновой. А история снимка такова.
1984 год. В Калинине (ныне Твери) по случаю 50-летия местного аэроклуба ДОСААФ состоялся грандиозный воздушный праздник, в котором я принимала активное участие. И даже вымолила у начальства разрешение выполнить фигуры высшего пилотажа "чуть-чуть пониже". А получив "добро", не смогла удержаться и увлеклась настолько, что - где наша не пропадала! - отвела душу и то и дело снижалась ниже дозволенного. Что-то из серии "не пытайтесь повторить это дома". Риск, конечно, был. Тем более в тот день летала я на довольно тяжелом учебно-тренировочном самолете Як-52. При выполнении даже обыденной нынче петли Нестерова на высоте ниже 50 метров земля начинает нестись на тебя столь стремительно, что, кажется, вот-вот врежешься. Адреналина при этом - через край. Что-то похожее вместе с тобой испытывают и зрители. Вот и стараешься для них. И для себя тоже.
После приземления зарулила на стоянку, мысленно готовясь к "разбору полетов" за лихачество. Каково же было мое изумление, когда вместо начальства к самолету подошли три улыбающиеся женщины с Золотыми Звездами Героев Советского Союза на груди. Прославленные тверичанки Анна Егорова, Тамара Константинова и Мария Смирнова, воспитанницы нашего аэроклуба, откуда добровольцами ушли на фронт. Так я оказалась в окружении живых легенд. Смотрела на них, слушала и слушала, не пропуская ни единого слова. Они вспоминали аэроклуб, войну и по-хорошему завидовали мне, молодой летчице-спортсменке, у которой, как сказали, все впереди.
- А на войне, Валя, мы летали еще ниже, чем ты сегодня, - с чуть заметной иронией - знай, мол, наших - отозвалась о моем выступлении Мария Васильевна Смирнова. - На своих По-2 при бомбежке или обстреле мы часто шли в метре-двух от земли, чтобы, если вдруг подобьют, суметь посадить самолет и успеть от него отбежать.
Стелющиеся над землей "небесные тихоходы" были практически неуязвимы для истребителей противника.
Сегодня этих замечательных женщин уже нет с нами, но для меня они так и остаются светочами-маяками на жизненном пути. Меня, помню, удивило, с каким интересом они расспрашивали о технике выполнения фигур высшего пилотажа. Ведь на войне им не приходилось такое "вытворять". Там к воздушной акробатике подходили прагматично: выполнялись лишь те фигуры, которые позволяли поразить противника. Поэтому я для наглядности взяла держатель с изображением комплекса фигур и стала объяснять.
Этот момент как раз и запечатлен на снимке. Летчицы были настолько растроганы, что у кого-то из них вырвалось: "Валя, мы видим в тебе свое продолжение".
Валентина Дрокина, четырежды абсолютная чемпионка СССР, 10-кратная чемпионка России, заслуженный мастер спорта России по самолетному спорту