Поморский карбас, построенный российскими яхтсменами-энтузиастами в архангельском селе Лешуконском и прошедший под флагами «Российской газеты» и журнала «Родина» по Белому морю, встал на зимнюю стоянку в поселке Соловецком.
Перенести карбас к месту «зимовки» яхтсменам помогли юнармейцы, приехавшие на празднование юбилея Соловецкой школы юнг. «Вашку» перенесли ближе к соловецкому музею Товарищества северного мореходства.
Карбас надежно укрыт, мачты, паруса, а также флаги «РГ» и «Родины» оставлены на попечение сотрудников музея до следующей навигации. А в 2018-м «Вашка» отправится в новую экспедицию по Белому морю. И снова - под нашими флагами.
Как рассказал руководитель проекта, шкипер Евгений Шкаруба, на «Вашке» было пройдено 780 км по маршруту Лешуконское - река Мезень - Белое море - Соловецкие острова.
С участниками проекта встретился губернатор Архангельской области Игорь Орлов. В Морской музей Архангельска на эту встречу вместе с Евгением Шкарубой пришли представители «Российской газеты» и «Родины», Кенозерского национального парка, Краеведческого музея, Северного арктического федерального университета. «Поморский карбас» объединил всех, кому интересна история арктического мореходства.
- У северного судостроения свой язык, правила, обычаи. Такого уровня морской культуры, которая есть здесь, нет больше нигде. Без натяжки можно сказать, что на Севере зарождалась русская культура мореходства, - считает Шкаруба.
- Проект стал событием для культуры Архангельской области. Его нужно поддержать, создать условия для дальнейшей реализации. Народное судостроение должно стать брендом Поморья, - сказал губернатор.
Энтузиасты хотят провести, к примеру, исследование, посвященное строительству поморских судов, а по его итогам - издать книгу с подробными чертежами. Ведь в Архангельске не сохранилось ни одного чертежа самого популярного на Русском Севере парусника...
Помочь хочет Кенозерский национальный парк - нынешним летом в Архангельск приезжают специалисты из карельских Кижей: они планируют провести замеры карбасов в деревнях на берегу Белого моря.
Глава Поморья и участники встречи предложили также организовать Соловецкую регату на построенных в Архангельске старинных северных судах: такого в истории страны еще не было.
Ответили и тем, кто раскритиковал яхтсменов за использование для герметизации карбаса современных материалов: по словам ведущего научного сотрудника Кенозерского парка Марины Мелютиной, перенимать все передовое у поморов считалось нормой.
Решали на встрече, как завершить съемки фильма, посвященного поморскому карбасу - деньги на него собирали всем миром, но средств все равно не хватает. Губернатору понравилась идея сделать «Поморский карбас» частью международного форума «Арктика - территория диалога», который состоится в Архангельске в 2019 году.
Есть у шкипера Шкарубы и еще одна мечта - открыть в Поморье школу традиционного судостроения и судоходства: туристы из России и зарубежья могли бы приезжать в Архангельскую область, шить здесь лодки, а после этого проходить на них морскую практику.
Игорь Орлов предложил создать такую школу на родине самого знаменитого помора - Михаила Ломоносова. Находится село Ломоносово на Курострове, карбасы шили здесь веками... Шкипер заинтересовался, но с осторожностью - хватит ли глубин? Скоро поедет проверять.