28.09.2017 12:09
"Родина"

Люди "Правды". Чем и как живут сотрудники главной газеты несуществующей страны

Текст:  Артем Локалов
Уже известно о сносе строений полиграфического комбината газеты "Правда". Мы рассказывали, с чего начиналась его история и что происходит с ним сейчас. Теперь речь пойдет о людях "Правды" - тех, кто работал в крупнейшей газете СССР
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

В этом году газете "Правда" исполнилось 105 лет. Время в ее редакции остановилось: ленинские портреты, пожелтевшие страницы подшивок, потертая обивка кресел, видавший виды паркет.

Здание, где сейчас находится редакция, - новое. Сюда "Правда" переехала в 1970-х. А дом "Правды", точнее комбинат, уже несколько лет законсервирован - с тех пор, как в 2006-м там случился пожар.

На прилегающей территории уже начали сносить постройки позднесоветской эпохи. А сам комбинат - памятник архитектуры. Его не тронут. Во всяком случае, не должны.

В духе "архитектурного функционализма"

Николай Симаков в "Правде" более 60 лет. Говорит, что историческое здание построено в духе "архитектурного функционализма". И что сносить его нельзя:

- Кабинеты там расположены удачно. И освещение поступало в коридор через верхние окошки, которые были связаны с кабинетами. Бывало, входишь в здание, и какое бы плохое настроение у тебя не было, оно пропадает.

О чем писали российские газеты в январе 1917 года

Артист Аркадий Райкин, режиссер Григорий Александров, актеры Олег Ефремов, Ия Саввина... Симаков видел здесь всех "селебрити" советских времен. Но особенно запомнился ему писатель Александр Твардовский. Он приходил в "Правду" публиковать стихотворение "Так это было".

Сейчас ответ на любой вопрос можно найти, набрав несколько букв в интернет-поисковике. Раньше, если нужной информации в библиотеке "Правды" не находилось, запускали другой "поисковик".

- Была прямая связь с Библиотекой имени Ленина, - вспоминает Симаков. - И мы могли получить в тот же день любую книгу оттуда

В правдинской библиотеке хранят не только книги, но и стол Марии Ульяновой - сестра Владимира Ильича была в редколлегии газеты.

Сейчас редколлегия проходит в кабинете главного редактора. Борис Комоцкий в "Правде" с 2005 года. Он возмущается, что из названия улицы исчезли кавычки. Ведь она названа в честь газеты.

Комоцкий не видел, как работала редакция в старом здании. И не видел, как в новом появился огромный глобус. Но легенду, что этот подарок Минобороны СССР сюда поднимали на вертолете, так как в дверной проем он не влезает, опровергает. Показывает на линию склейки - глобус заносили в редакцию по частям.

Корреспондент Ленин

Еще в "Правде" гордятся тем, что сотрудником газеты был Владимир Ленин. В 1914-м, когда Ильич заполнял вид на жительство в Кракове, он так и записал: "Являюсь корреспондентом российской демократической газеты "Правда", что является источником моего существования".

Сказать, что "Правды" больше нет, было бы неправдой. Газета выходит, пусть и не каждый день. Поэтому силы в "Правде" - такой, как во времена СССР, - уже нет.

Почему Сухоруков скорчил рожу над личностью Ленина

Главред говорит, что нынешний тираж издания - около 100 тысяч экземпляров. Газету, судя по почте, которую тут получают (и это чаще всего не электронные письма), читают и старушка из глубокой провинции, и столичные академики.

- Нам порой присылают такие замечания! Например, что-то мы не так указали в статье о новом истребителе. Хочется сказать: "Во дают!". Ну и подписываются так, между прочим: "Доктор технических наук", - рассказывает Борис Комоцкий.

А несколько лет назад о "Правде" вдруг вспомнил сенатор Джон Маккейн. Он захотел опубликовать в ней ответ Владимиру Путину, который выступил во влиятельной New York Times со статьей о ситуации вокруг Сирии.

Но в итоге заметка Маккейна вышла на интернет-сайте, который к газете "Правда" отношения не имеет.

- В газете мы бы не стали предоставлять слово Маккейну, - уверяет главред "Правды". - Для этого хватает других источников. Нам не нужна такая раскрутка.

Виктору Кожемяко - 82. В 1963-м он стал собкором "Правды" в Приморье, на Сахалине и Камчатке. Говорит, на свою беду, работал старательно. И получил вызов в Москву.

Здание типографского комплекса, которое сносят сейчас, Кожемяко изучил отлично:

- Гигантской высоты потолок, огромные помещения. У меня осталось ощущение храма...

Так выяснилось, что и у главного органа печати коммунистической партии Советского Союза был свой храм. И вот теперь его ломают.

"Правда" - как Библия

Известный советский журналист и писатель Всеволод Овчинников, говоря о той "Правде", тоже вспоминает о силах небесных.

- Знал, как это ужасно - допустить ошибку в "Правде" при ее шестимиллионном тираже. Для меня газета была, как Библия или Евангелие.

Овчинников работал собкором "Правды" в Англии, Японии. Но главная его командировка - на семь лет - была в Китай.

- Джянлибао! - Овчинников и сейчас легко произносит название "Правды" на китайском. Дословно - "Газета истины".

Истинная ценность или, как говорит сам Овчинников, жизненный капитал, для него - именно Китай. Во многом благодаря знанию китайского - он выучил его в Институте иностранных языков - Всеволод Владимирович и стал сотрудником "Правды".

Он не только всю жизнь работал в этой газете, но и жил на одноименной улице. Получил квартиру от редакции в 1952-м. Чтобы попасть на работу надо только дорогу перейти.

- Перед тем как идти обедать, выхожу на балкон, машу рукой три раза. Если жена отвечает, можно идти, - вспоминает он.

Дорога на работу была короткой. Зато долго путешествовать пришлось. Овчинников стал первым советским журналистом, посетившим Тибет, быстро адаптировался в Японии... Вот только часто публиковаться в "Правде" не получалось. Таковы были правила. Тогда он стал писать книги. Его "Ветка Сакуры", "Горячий пепел" известны во всем мире.

"Русейший облик Харбина..." Как на берегу реки Сунгари строили "Дальневосточную Москву"

А что до статей в "Правде", Овчинникову ни за одну из них не стыдно.

- Мне как-то кто-то сказал: "И не скажешь, что ты работаешь в "Правде". Не знаю даже - это комплимент или наоборот. Но, во всяком случае, доволен, что такой слух ходит.

Сейчас на работу Всеволод Овчинников уже не ходит. Пишет колонки из дома - уже для "Российской газеты". Говорит так: "По-прежнему чувствую, хотя мне и за 90, что остаюсь журналистом, который находится на передовой".

Что происходит с комбинатом газеты "Правда" в Москве

Виктор Кожемяко тем временем вспоминает рассказы, как на передовой в Великую Отечественную читали стихи. Константин Симонов, с которым Кожемяко приходилось сидеть рядом на собраниях в актовом зале "Правды", принес знаменитое стихотворение "Жди меня" на улицу Правды в начале 1942-го:

- Они в кабинете главного редактора Петра Поспелова обсуждали это стихотворение. Обсуждали, например, почему именно "желтые дожди". Там и было принято решение стихотворение печатать.

Клочки "Правды" с этим стихотворением во время войны бойцы носили на груди вместе с письмами от жен и любимых.

А в "Правде" о войне напоминает мемориальная доска с именами фронтовиков - корреспондентов "Правды" и сотрудников издательства...

Судьбы