"Любовь и голуби". Фильм с таким названием Владимир Меньшов снимет много позже. Но "Любовь и голуби" - это и про Фестиваль молодежи и студентов 1957 года тоже.
- Тогда в "Лужниках" было выпущено 40 тысяч голубей, - вспоминает Олег Кузнецов, заместитель председателя Московского клуба голубеводов. В 1957-м он - секретарь комсомола цеха.
- Присутствовал и на открытии, и на закрытии фестиваля. Так что хорошо помню те ощущения: братство, знакомство с иностранными студентами, молодежью со всего мира, - рассказывает он.
Рисунок Голубя мира Пабло Пикассо создал еще до Московского фестиваля. Но именно в советской столице у фестиваля (видео о его истории - здесь) появился еще один символ - ромашка. В том конкурсе Кузнецов тоже поучаствовал:
- У нас в цехе токарем работал Федя Федюнин. Вот он и задумал принять участие в разработке эмблемы. Мы с ребятами ему помогали. Придумали глобус с восходящими лучами, как от солнца. В итоге за этот проект присудили третью премию. Наградили! Мы получили 100 рублей и радиолу.
Ромашку же придумал художник Константин Кузгинов. Над эскизами он работал на даче, где вовсю цвели цветы. Сердцевина ромашки напомнила ему земной шар, а лепестки - пять континентов.
- Ромашка - популярное растение, - говорит директор Аптекарского огорода в Москве Алексей Ретеюм. - По крайней мере, десятки видов произрастают практически на всех континентах. К тому же ромашками называют не только в чистом виде ромашки, но и несколько родов других сложноцветных растений. Это почти собирательное название. И даже само растение, которое возникает в сознании людей при слове ромашка, на самом деле - нивяник.
И он (или она) не случайно стал символом, ведь, по словам Ретеюма, такой цветок предполагает более близкие отношения между людьми.
Про близкие отношения с гостями московского фестиваля тоже рассказано немало. Неслучайно даже устойчивое выражение в те годы появилось - "дети фестиваля". Принято считать, что впервые массовое появление русских-метисов и русских-мулатов вызвал именно фестиваль 1957 года.
Фестиваль проходил в Москве, а любимей песней стала - про подмосковные вечера. Правда, родилась песня Василия Соловьева-Седого и Михаила Матусовского все-таки в московских переулках. На одном из домов в Сивцевом Вражке есть даже мемориальная доска, которая напоминает про "эти летние, подмосковные вечера".
Владимир Больных - реставратор патефонов. Вот он заводит пластинку с той самой песней.
- Песня "Подмосковные вечера", насколько знаю, получила первый приз на фестивале, - говорит Владимир. - Песня прекрасная. Она понравилась и конкурсантам, и зрителям. В этом и есть секрет ее успеха. Тот фестиваль повлиял на развитие моды в Советском Союзе, на быт. Тогда приоткрылись дверка. Люди стали стремиться к чему-то, учиться новому, копировать что-то, - говорит Владимир.
Скульптурная композиция "Миру - мир!" на Пироговской улице - не копия.
Скульптор Савицкий создал ее специально к фестивалю. И изначально она состояла из трех фигур.
Два атлета - азиат и африканец - выстояли. А вот отношения с европейская девушкой - была тут и третья фигура, женская, - в итоге расстроились. Европу не похитили, она просто не выдержала и "ушла".
Не вернулась обновленная Европа сюда и спустя 60 лет - к новому фестивалю. Видимо, придется дожидаться Оттепели.