Август Иванович Корк родился в 1887 г. в Лифляндской губернии в эстонской крестьянской семье, окончил четырехклассное училище, Чугуевское пехотное юнкерское училище и Императорскую Николаевскую военную академию в последний ее предвоенный выпуск 1914 г. Участвовал в Первой мировой войне, служа на различных должностях в штабе III Сибирского армейского корпуса, 8й Сибирской стрелковой дивизии, 10-й армии, Западного фронта. На 1917 г. значился капитаном.
Но настоящих карьерных высот он добился в рядах Красной армии, где смог проявить себя и как полководец. Корк командовал 15й и 6й армиями. Войска под командованием Корка сыграли видную роль в отражении наступления белых на Петроград. Летом 1920 г. армия Корка вела успешное наступление против поляков. Осенью 1920 г. во главе 6й армии Корк руководил взятием Перекопских и Юшуньских позиций, что привело к разгрому Русской армии генерала П.Н. Врангеля, занятию Крыма частями РККА и завершению основной фазы Гражданской войны. За годы Гражданской войны был удостоен двух орденов Красного Знамени, Почетного революционного оружия (высшая полководческая награда РККА), золотых часов от ВЦИК. Такой комплект наград был большой редкостью для бывшего царского офицера.
Высшее военное руководство не скупилось на похвалу в адрес талантливого военспеца. Главком С.С. Каменев 18 мая 1920 г. заявил командующему Западным фронтом М.Н. Тухачевскому: "Корк - это моя гордость. Как на каждом фронте есть всегда один из командиров, играющих первую скрипку, каковой скрипкой на Восточном фронте были Вы, так у нас Корк - на Западном..."1 М.В. Фрунзе позднее писал о Корке: "Крупный военный работник, с большим боевым опытом и отличной теоретической подготовкой. Обладает большой инициативой, огромной энергией и работоспособностью. Не любит с кем-либо разделять власть. Зарекомендовал себя прекрасно как командарм. Политически вполне лоялен"2.
После Гражданской войны Корк служил на различных руководящих постах - командовал войсками ряда военных округов, возглавлял Военную академию им. М.В. Фрунзе, занимался вопросами снабжения армии, разработкой уставов, готовил военно-научные труды, вносил значимый вклад в укрепление боеспособности Красной армии. Однако в 1937 г., как и многие его сослуживцы, был арестован и расстрелян. Позднее была расстреляна и его вдова.
Письмо Корка к В.Ф. Джунковскому носило доверительный характер. Будущий видный советский военный деятель, член ВКП(б) с восторгом отзывался о своей встрече с императором Николаем II. Документ не может не наводить на мысли об особенностях менталитета офицерского корпуса. Несмотря на смену режимов, восприятие офицерами верховной государственной власти почти не менялось. Офицеры-монархисты в марте 1917 г. приняли свержение самодержавия практически без возражений, далее верно служили при Временном правительстве (и порой даже критиковали старый режим3), а позднее многие оказались в Красной армии и оставили восторженные отзывы о партийных вождях и комиссарах. Это не говорит о беспринципности, а лишь показывает систему жизненных координат офицеров, их слепую веру в высшую власть. Своей главной задачей они считали добросовестное исполнение долга перед Родиной и верную службу режиму, олицетворяющему государство.
Автор письма, молодой офицер-генштабист, стремился к профессиональному самосовершенствованию, пытаясь в этих целях пользоваться любой возможностью (в частности, сопровождением командующего армией в инспектировании войск). Работая в годы Первой мировой войны с военными летчиками, Корк и в дальнейшем уделял особое внимание вопросам авиации. В апреле 1917 г. он окончил военную школу летчиков-наблюдателей, а в советский период выступил одним из теоретиков развития военной авиации. В 1918 г. в первом советском военно-научном журнале "Военное дело" вышла серия его статей о роли авиации и аэрофотографии в современной войне.
Минск
12II-1916.
Ваше превосходительство, милостивый государь Владимир Федорович!
Глубоко тронут тем вниманием, которое Вы мне уделяете даже после оставления мной штаба 8 Сибирской дивизии4. Покорнейше благодарю за присланные снимки.
Новостей у нас в штабе еще никаких нет, но уже чувствуется близость чего-то более серьезного, чем вынужденное зимнее сидение в окопах. В штабе фронта в настоящее время идет разработка общего наступления. Очень возможно, что последнее начнется уже в конце этого месяца. Командующий армией5 пока занят осмотром войск. 7 и 8 февраля был в 44 корпусе, а сегодня вечером выезжает для осмотра позиций и войск 38 корпуса. Большинство штабных офицеров привыкли тут, пожалуй, к сидячему образу жизни, поэтому сопровождение командующего армией во время поездок возлагают обыкновенно на меня, как на пришельца. Этим я, конечно, очень доволен, так как есть возможность многое видеть и слышать, и многому поучиться. Одна из поездок была для меня особенно интересной, - именно 16-го января, когда государь император произвел смотр Уральской и Кубанской казачьим дивизиям у ст. Орши. Я имел счастье впервые видеть государя.
В штабе армии я заведываю авиацией. Работа в этой области довольно интересна; к сожалению, при нынешнем состоянии летательных аппаратов нашим летчикам очень трудно достигать тех результатов, которые достижимы немцам; наши лучшие аппараты это те, которые захвачены у немцев, хотя там они были бы признаны уже негодными к боевым полетам.
Надеюсь в скором времени опять побыть в славной Сибирской дивизии.
Желаю Вам, Ваше превосходительство, здоровья и всего лучшего.
Еще раз искренно благодарю за доброе ко мне отношение
Глубоко преданный Вам Август Корк
ГА РФ. Ф. 826. Оп. 1. Д. 612. Л. 1-2об. Подлинник. Автограф.
* Публикация подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках проекта N 17-81-01022 а(ц) "История Гражданской войны в России 1917-1922 гг. в документах офицеров русской армии".
1. Август Корк. Док. и мат. Таллин, 1981. С. 43.
2. Там же. С. 85.
3. См., напр.: Ганин А.В. "Всей душой не желаю моей Родине возвращения кошмарного старого..." Неизвестное письмо генерала С.Л. Маркова министру-председателю Временного правительства А.Ф. Керенскому // Родина. 2016. N 12. С. 107-109.
4. Речь идет о переходе А.И. Корка на службу в штаб 10й армии, куда он был назначен 25 декабря 1915 г. на должность помощника старшего адъютанта отдела генерал-квартирмейстера.
5. В рассматриваемый период 10-й армией командовал генерал от инфантерии Е.А. Радкевич.