24.10.2017 19:22
"Родина"

Кулинарный выпуск Кухни Родины к началу театрального сезона

Кулинарный выпуск к началу театрального сезона
Текст:  Екатерина Зайцева
Родина - Федеральный выпуск: №10 (1017)
Под рубрикой "Печать эпохи" в этом номере "Родины" мы вспомнили публикации столичных газет в октябре 1917 года. Как ни странно, те смутные дни накануне катастрофы стали пиком расцвета русского театрального искусства: "Складывается впечатление, что россияне, уже испытав недостаток хлеба и предугадывая неизбежный конец старого мира, спешили впрок насладиться всеми доступными зрелищами..."
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Ну, а какое зрелище без театрального буфета! Туда, дорогие читатели, мы и предлагаем вам заглянуть сквозь годы.

В 19-м веке в буфете дискутировали...

Доподлинно неизвестно, когда и кем был открыт первый театральный буфет. Однако само слово пришло к нам из Франции. Буфетом называли специальный укрепленный шкаф для особо ценной посуды, где хранились фарфор, серебро, золото и другие семейные ценности.

К XVII веку буфетом стали называть не только мебель, но и комнату, где эта мебель стоит. Возле буфета стало принято сервировать холодные закуски и напитки, посуду для которых доставали из него же.

В начале XIX века в таких буфетных комнатах различных публичных мест (ресторанов, театров, цирков) стали делать загородку-стойку, отделявшую шкаф-буфет от публики. За буфетом следил специальный человек - буффетье. Он же со временем стал разливать напитки и готовить простые закуски.

В России, где во второй половине XIX века открывалось много театров, именно буфет - а не пресловутая вешалка - стал визитной карточкой зрелищных заведений. Меню, выбор напитков, состав именитых завсегдатаев, наличие собственных легенд и преданий - все это было важно для поддержания популярности.

К тому же в буфете всегда неплохо кормили. Говорят, что даже чеховский "Медведь" - театральная шутка в одном действии - был написан Антоном Павловичем на буфетной салфетке. Артист провинциального театра Шмага в знаменитой пьесе Александра Николаевича Островского "Без вины виноватые" произносит фразу, ставшую крылатой: "Мы артисты, наше место в буфете". И действительно, именно в буфете создавалась театральная история, рушились репутации и праздновались победы.


...а в 21-м - перекусывают

В 70-е-80-е годы XX века советский театральный буфет приобрел новый статус - места, где можно полакомиться дефицитнейшими продуктами и напитками. Например, в Кремлевском дворце съездов в антракте можно было насладиться грибным жюльеном в кокотницах и фруктами со взбитыми сливками. В Большом театре в маленьких кофейных чашечках с толстыми стенками подавали настоящий эспрессо. А в Театре им. Ермоловой всегда было свежее "Рижское" пиво.

Ну, а в наши дни бутербродом с осетриной или свежими фруктами уже никого не удивишь. Поэтому поход в театральный буфет сегодня скорее добрая традиция, некий ритуал, который с удовольствием соблюдает большинство театралов. И даже перспектива провести весь антракт в очереди их не останавливает.

Обычный ассортимент буфета сегодня - бутерброды с сыром, колбасой и красной рыбой, а также чай, кофе, соки, шампанское, вино и коньяк. Но есть театры, в буфетах которых можно найти и что-то поинтереснее. Например, в "Современнике" продают вкуснейшие пирожки ручной лепки, а "Студия театрального искусства" (СТИ) радует зрителей бесплатными закусками перед спектаклем "Москва-Петушки" по одноименной поэме в прозе Венедикта Ерофеева. Перед спектаклем "Три года" по А.П. Чехову там же накрывают белые скатерти и украшают стол домашним вареньем и зелеными яблоками.

Кухня