В 2014 году в издательстве "Новое литературное обозрение" вышел объемный (более 1000 страниц!) том, составленный М. Мельниченко "Советский анекдот (Указатель сюжетов)". Значительное место в нем занимают впервые опубликованные анекдоты первых лет советской власти, когда государство "сквозь пальцы смотрело на стремительное развитие анекдотической традиции - допускалось даже издание сборников анекдотов".
Некоторые из них предлагаем нашим читателям.
"Какая разница между большевиками и меньшевиками?" - "Большевики - меньше хлеба, меньшевики - больше хлеба". (1919).
Отношение к советской власти как у редиски: сверху - красно, а поскоблишь - бело. (1919).
Благоразумный патриот: "Ура! Наши взяли город!" - "Кого ты называешь нашими?" - "Кто взял, тот и наш". (1918-1921).
Названия - один обман: в Наркомпроде ничего не продают, а в ЧК не чикаются. (1926).
"Что это значит: Коля стоит на стуле и три часа болтает, а Маша сидит перед ним и спит?" - "А это, папочка, мы играем в общее собрание". (1927).
Ночью на железнодорожной станции Одесса останавливается пассажирский поезд. Открывается окошко: "Это что за станция?" - "Одесса". - "А почему так долго стоим?" - "Паровоз меняют". - "На что меняют?" - "Как на что? На паровоз". - "Тогда это не Одесса!" (1925).
Конферансье: "Даю занавес!" Нэпман: "Почем аршин?" (1928).
"Что такое Россия?" - "Товарищество на пайках". (1920).
Гражданская война. Город в руках красных. Матрос посажен заправлять банком. Пишет на обороте векселя: "Что эта за вексель такая?" Получает бумагу обратно с новой строкой: "Это уже не вексель". (1928).
И чего это, Иван Степанович, до сих пор не переименуют белые ночи? (1927).
Вопрос на "чистке": "Были ли колебания в проведении генеральной линии партии?" Ответ: "Колебался вместе с линией". (1920-е).