Все багровей озарен закат:
Надвое Россия раскололась,
И другие голоса гремят...
Дорогомилово, Черкизово,
Лефортовские тупики
Восторг восстания нанизывал
На примкнутые штыки.
Мы заняли Кремль, мы - всюду
Под влажным покровом тьмы
И все-таки только чуду
Вверяем победу мы.
Арсений Несмелов, поэма "Восстание"
1 января 1917-го Его Величество Государь Император, как пишет "Новое время", "изволил принимать новогодние поздравления в Царскосельском дворце". А уже в конце 1917-го в Кремль, где Николай II вступал на престол, летят снаряды.
В это время здесь вообще крайне небезопасно - лучше находиться в укрытии. Один из снарядов попал точно в куранты. Стрелки древних часов остановились. А вместе с ними и ход российской истории.
...Весной в городе демонстрации, осенью - бои. 26 октября полковник Висковский, начальник кремлевского Арсенала, по требованию большевиков собирается выдать тысячу винтовок восставшим рабочим. Но вывезти оружие не удается: Кремль блокирован юнкерами...
КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ
Почему в Москве революционное движение получало не такую большую поддержку, как в Петербурге? Москва - город более консервативный. К Петрограду же близок Кронштадт с революционно настроенными матросами. Неслучайно в дальнейшем одним из главных образов врага в глазах антибольшевистских сил будет как раз матрос-красногвардеец.
Вероятно, это будут и ассоциации с трагическими днями февральской революции, когда произошли крайне жестокие расправы с офицерами и даже адмиралами на морских базах. В первую очередь, конечно, в Кронштадте.
В Москве ситуация отличалась от того, что происходило в Петрограде. Здесь до какого-то времени сохранялся паритет сил. Юнкерам ведь изначально удалось разоружить большевистских солдат...
Никита Аникин, ученый секретарь Музея современной истории России, кандидат исторических наук
Пробитая снарядами Спасская башня. 1917 год.
С самого начала 1917-го в городе неспокойно. "Московские ведомости" сообщают о кражах "приводных ремней и бумажной ткани с мануфактур". И даже "коробок с монпансье из кладовой на Сухаревке". Но это еще цветочки. Вскоре палят из пушек.
"Москва! Палят в колокола!" - такова грустная песнь 1917-го в первопрестольной. Стреляли из этих пушек по Кремлю. Правда, стояли орудия тогда на противоположном, высоком берегу Москвы-реки. Высотки на Котельнической в ту пору не существовало - и позиции были подходящими. Хотя не только эти....
КОСМОДАМИАНСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
- В Москве действительно пролилась кровь. Будет не большим преувеличением, если скажу, что то были первые выстрелы Гражданской войны. Тогда же, в 1917-м, антибольшевистские силы, хоть и были слабо между собой связаны, справедливо опасались, что революция развивается в сторону катастрофы. Что возможен приход к власти совсем радикальных сил...
Никита Аникин
ПАРК ИМ. ГОРЬКОГО
Гаубица у старого Крымского моста, направленная в сторону Кремля в 1917 году. Сейчас здесь набережная Парка Горького.
Подходящими для обстрела Кремля были и позиции в районе нынешней набережной в парке имени Горького. В 1917-м здесь был пустырь, откуда гаубица била в сторону Боровицкого холма.
Это происходило осенью. Весной же народ с революционными песнопениями и красными флагами шел по улицам Москвы. И, судя по сообщению в газете "Утро России", "ни конная полиция, ни жандармы никого не задерживали". "Долой самодержавие!", - лозунг поместили в красную рамку, как на кумачовое полотнище.
От самодержавия сто лет назад в итоге ничего не осталось. Кремль отремонтировали, а Храм Христа Спасителя, в который снаряды, пущенные из пушек чудом не попали в 1917-м, взорвут в 1930-е...
А тут - мальчишки, которым под серьезным обстрелом оказываться не приходилось. Да им и ответить полноценно нечем было. Такой обстрел из артиллерии сильно подавляет, когда у тебя только винтовки и пулеметы. Наверное, во многом на это и был расчет.
Поэтому причины того, что красногвардейские войска взяли верх в тех московских событиях - слишком большое преимущество в силе и отсутствие помощи у юнкеров. Их все чаще посещали мысли: "Мы все умрем. А за что?"
Никита Аникин
АРБАТСКАЯ ПЛОЩАДЬ
К Никитской, на Сивцев Вражек!
Нельзя пересечь Арбат.
Вот юнкер стоит на страже,
Глаза у него горят.
А там, за решеткой сквера,
У чахлых осенних лип,
Баррикады на Арбатской площади. 1917 год.
Стреляют из револьвера,
И голос кричать охрип.
В марте 1917-го юнкер второй роты Александровского училища Борис Зайцев вспоминал: "На Арбатской площади на нас летел автомобиль, а в нем - градоначальник. Хорошо помню - фуражка его была надвинута на самый лоб, и верх ее странно вздымался сзади. Лицо землисто-желтое, глаза опущены. В нем было нечто особенное, что приходилось сказать: "Да, началось".
Начиналось все манифестами и собраниями - весной. А продолжилось - уже в октябре - столкновениями.
А выстрел во тьме - звездою
Из огненно-красных жил,
И кравшийся предо мною
Винтовку в плечо вложил.
Вот, например, "Русское слово" в марте пишет о манифестации в Никитском театре, он дальше по бульвару. А в октябре и на Никитской, и здесь, на Арбатской площади, - баррикады. Через них революционные войска пытаются прорваться к Александровскому училищу...
Александровское училище - одно из средоточий юнкеров. Музей современной истории России спустя сто лет опубликует рапорт прапорщика 21-го запасного пехотного полка Петрова, который сообщал об обстановке на 30 октября: "Получил приказание выступить к Никитским воротам, откуда наступали большевики. С отрядом в 15 ударников и шестью студентами в 10 часов утра я вышел из Художественного театра"...
Где завершился путь прапорщика Петрова с ударниками и студентами, - неизвестно.
Никита Аникин
"В Москве излюбили стягиваться на постоянный митинг к памятнику Пушкина. С утра и до вечера кипит, только люди меняются. Ораторы взлезают по карнизам и выступам постамента", - напишет Александр Солженицын в "Красном колесе".
Больше того, ораторы вручают Александру Сергеевичу и красное знамя.
А в 1930-е классика вообще на руках носить будут - памятник поставят на противоположную сторону бульвара. Место для него расчистят, сравняв с землей Страстной монастырь. Раньше Пушкин, будто поднявшись по Тверскому бульвару, склонял голову напротив Страстного. Теперь склоняет голову над ним.
Теперь Пушкина - певца свободы - с красными флагами представить все-таки сложно...
ПУШКИНСКАЯ ПЛОЩАДЬ
- Самый крупный артефакт, напоминающий о тех событиях в Москве, - балка-перекрытие . Когда разбирали один из домов для строительства Калининского проспекта, теперь Нового Арбата, обнаружили эту балку с засевшим неразорвавшимся снарядом. Арбат и Никитская улица - как раз центры сопротивления. Так же возле музея есть трамвайный столб, пробитый снарядом во время боев красногвардейцев с юнкерами на Тверском бульваре . Здесь же и орудие, которое находилось на вооружении красногвардейцев Лефортова. Из нее обстреливали Кремль .
Никита Аникин
КУДРИНСКАЯ ПЛОЩАДЬ
Оживших улиц... В струпьях льда
Сетями мертвыми висели
Оборванные провода.
И Яуза шрапнелью пудрена,
И черная Москва-река,
Баррикады на улицах Москвы. 1917 год.
И у студенческого Кудрина
Поисцарапаны бока.
Колонны из рабочих формируются, как правило, на фабриках. А город патрулируют красноармейцы на автомобилях. В Историческом музее хранятся детские рисунки той поры. Пестрая толпа и диковинные еще в то время авто , конечно, привлекают внимание детей. Но в городе еще и баррикады. Возле метро "Баррикадная", как и в 1905-м, - самая горячая точка.
Революционно настроенные массы движутся с рабочих московских окраин, в частности, с Пресни. В советское время она станет Красной Пресней.
Уемисты и велики,
С резервами или оружием
Загрохали грузовики.
На Кудринской площади, куда выводит дорога с Пресни, - наиболее ожесточенные столкновения. Потом художник Георгий Савицкий напишет картину "Бой на Кудринской площади". Правда, в советское время ее переименуют в площадь Восстания.
Но при этом - вновь отмечу - массовых расстрелов не было. Те события в Москве, когда большевики взяли власть в городе, не сравнить, например, с тем, что творила Розалия Землячка в Крыму в отношении солдат и офицеров русской армии Врангеля.
Никита Аникин
Восстание - так тогда называли октябрьские события - унесло в Москве жизни примерно тысячи человек. Но это будет только начало войны, которая захлеснет всю страну, а не только Москву и Петроград. И остановит ход часов российской истории.