Безмятежный дворянин
Юрий Константинович Арцыбушев (1877 - 1952), столбовой дворянин, родился в родовом курском имении своих родителей в год начала Русско-турецкой войны, а скончался в Южном Казахстане пораженным в правах ссыльным спецпоселенцем - за несколько месяцев до смерти Сталина и начала "оттепели".
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?
Это и о нем строки Осипа Мандельштама.
Его отец Константин Дмитриевич, владевший двумя имениями в Курской губернии, получил прекрасное образование, стал инженером-путейцем. А впоследствии одним из директоров правления "Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги". В век бурного строительства российской "чугунки" это был верный путь к быстрому обогащению. Через руки Константина Дмитриевича проходили воистину "бешеные деньги". Вместе со своим близким родственником, другом и компаньоном Саввой Ивановичем Мамонтовым он стал одним из соучредителей Общества восточносибирских чугуноплавильных, железоделательных и механических заводов (с капиталом 4,5 млн рублей). Компаньоны деятельно участвовали в модернизации страны - именно они в 1897 году основали в Подмосковье благополучно доживший до наших дней Мытищинский машиностроительный завод - ныне Метровагонмаш.
Деньги шли к деньгам.
А еще Арцыбушев-старший пристрастился к коллекционированию живописи: в его коллекции были полотна Врубеля, Константина Коровина, Валентина Серова. Портреты инженера-путейца и его супруги Марии Ивановны написал сам Михаил Александрович Врубель!
Надо ли объяснять, какое безоблачное будущее ждало отпрыска, как сказали бы сейчас, олигарха. Состоятельная дворянская семья, знакомство со знаковыми фигурами русской культуры - Михаилом Врубелем и Саввой Мамонтовым; в доме последнего будущий художник брал первые уроки живописи...
Всё рухнуло в момент. Осенью 1899 года Мамонтов и Арцыбушев были арестованы по обвинению в крупной растрате и несколько месяцев провели в тюрьме. Уголовное преследование стало плодом бюрократической интриги в высших эшелонах власти, в наши дни это назвали бы рейдерским захватом. В 1900 году суд присяжных оправдал компаньонов, однако их деловая репутация была изрядно подмочена, а имущество за бесценок пошло с молотка.
Из состоятельных людей Мамонтов и Арцыбушев превратились в банкротов. Не пережив треволнений, отец будущего художника скоропостижно скончался в 1901 году. Так Юрий Константинович в одночасье стал нищим пролетарием умственного труда и очутился на дне жизни.
Публицист, сатирик, арестант
Проучившись лишь два года на архитектурном отделении Высшего художественного училища при Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, Арцыбушев смело пустился в плавание по бурному житейскому морю, непрестанно, хоть и безуспешно пытаясь добиться гармоничного единения свободного творчества и прибыльной коммерции.
Чем он только ни занимался! Жадно стремился нагуляться, надышаться, напробоваться нового и неизведанного, словно предвидел безрадостное грядущее. Его разнообразные творческие эксперименты можно было бы растянуть на десятилетия. Но у Арцыбушева, чей талант искрился и бурлил, как шампанское, не было в запасе десятилетий. Зато на пороге стоял блистательный и такой короткий Серебряный век.
Не испытывая ни страха, ни пиетета перед государственной властью, Арцыбушев в 1903 году ходатайствовал об издании в Москве иллюстрированного сатирического журнала "Ветроград многоцветный". Тщетно. Но добился своего в Петербурге, став в революционном 1905 году главным редактором еженедельного журнала "Зритель", первого органа политической сатиры в Российской империи, по словам дореволюционного Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, "открывшего сатирический поход против бюрократии и темных сил, поддерживающих ее господство".
Обстоятельства времени и места ограничивали свободу творчества, но многие материалы носили далеко не безобидно-юмористический характер. На одной из карикатур, например, была изображена бумажная пирамида с подписью: "Наша конституция - просят не дуть..." Нет ничего удивительного в том, что власти неоднократно останавливали выпуск "Зрителя", а отдельные номера (всего их вышло 39) подвергались аресту. В декабре 1905го Арцыбушев был заключен под арест и приговорен к двум с половиной годам заключения в крепости.
Обжалование приговора спасло его от тюрьмы, но оправдан он был только в 1907 году.
Арцыбушев не угомонился, не взялся за ум. Перебравшись из Петербурга в Москву, стал работать для театра и сотрудничать с оппозиционной периодикой. Вместе с женой, актрисой Марией Александровной Арцыбушевой, он стоял у истоков Мамоновского театра миниатюр; именно его супруга, кстати, открыла талант Александра Вертинского. История сохранила назидательный рассказ об этом самого певца. Когда он, скопив 25 рублей, отправился в Москву, на бродившего по Мамоновскому переулку юношу обратила внимание хозяйка театра и вскользь заметила:
"- Что вы шляетесь без дела, молодой человек? Шли бы лучше в актеры ко мне в театр.
- Да, но я же не актер, - возразил я. - Я ничего, собственно, не умею.
- Не умеете, так научитесь.
Я призадумался.
- А сколько я буду получать за это? - деловито спросил я.
Она расхохоталась.
- Получать? Вы что, в своем уме? Спросите лучше, сколько я с вас буду брать за то, что сделаю вас человеком!
Я моментально скис.
Заметив это, Марья Александровна чуть подобрела.
- Ни о каком жалованье не может быть и речи, но... в три часа дня мы садимся обедать. Борщ и котлеты у нас всегда найдутся. Вы можете обедать с нами"1.
Госпожа Арцыбушева, впоследствии сосланная вместе с мужем в Южный Казахстан, "обладала кроме властности и энергичного характера (о чем вспоминал Вертинский) несомненным художественным вкусом, чутьем к новым веяниям и даром притягивать молодых"2. На сцене руководимого ей Театра миниатюр Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский исполняли танго, наглядно демонстрирую зрителям, что и модный танец может быть сопричислен к большому стилю и высокому искусству.
Экспозиция "1917. Портреты эпохи русской революции. Рисунки Юрия Арцыбушева"
Летописец Смуты
Театр миниатюр продержался четыре сезона - достойный результат.
Семейная чета Арцыбушевых могла по праву занять свое скромное место персонажей второго плана в истории русской журналистики и театрального искусства. Но у Юрия Константиновича была слишком высокая жизненная активность, которую в наши дни принято называть витальностью, не позволившая смириться с подобной участью. В своем творчестве он сумел органически соединить Серебряный век и начало Русской Смуты, став непревзойденным, ни на кого не похожим летописцем русской общественной жизни периода февраля и октября 1917 года, Гражданской войны, первой волны эмиграции. Это было очень непросто и зачастую небезопасно: "Часто смерть угрожает художнику - смена режимов не очень поощряет закрепление своих черт графическим путем. Особенно не нравится, что их зарисовывают, чекистам и членам ревтрибуналов. Обстановка для работы - чрезвычайно тяжелая"3.
В виртуозных рисунках Арцыбушева "река времен" несет на своих волнах еще не успевшего стать "красным графом" писателя Алексея Толстого, "короля поэтов" Игоря Северянина, Андрея Белого, Александра Блока, Ивана Бунина, Федора Шаляпина, академика Ивана Павлова... и рядом с ними "старца" Григория Распутина, "батьку" Нестора Махно и крестьянина Романа Сташкова, большевистского представителя от крестьянства при заключении Брестского мира...
Беглые карандашные и акварельные рисунки сохранили для истории образы главных действующих лиц и рядовых участников Великой русской революции. Только во время работы Государственного совещания в Москве в августе 1917 года мастер репортажного рисунка выполнил около 150 портретов участников политических баталий. Переехав в Петроград, художник присутствовал на заседаниях Петроградского Совета, Учредительного собрания, где сделал живые зарисовки Ленина, Троцкого, Крыленко, Зиновьева, Железнякова ("матроса Железняка") и их политических оппонентов Чернова, Спиридоновой, Церетели, Мартова, Суханова, Маклакова, Милюкова.
Все персонажи лишены "хрестоматийного глянца", никто из них еще не успел "забронзоветь" и принять перед художником эффектную театральную позу. Вот почему рисунки Арцыбушева иногда кажутся нам карикатурами на известных политических деятелей. Например, на Владимира Ильича Ленина, который тихо заснул во время заседания Учредительного собрания, смиренно ожидая, когда ему предоставят слово для выступления...
Патриот
Творческое наследие художника Арцыбушева визуально воплощает яркую метафору писателя Юрия Трифонова, уподобившего Историю многожильному проводу:
"Господи, как все это жестоко переплелось! Понимаете ли, история страны - это многожильный провод, и когда мы вырываем одну жилу... Нет, так не годится! Правда во времени - это слитность, всё вместе... Ах, если бы изобразить на сцене это течение времени, несущее всех, всё!"4
Замечательные рисунки мастера, сделанные с натуры и запечатлевшие былое в его незавершенности (именно в этом заключается их непреходящая историческая и культурная ценность), прекрасно корреспондируются с периодической печатью столетней давности. Читатели рубрики "Печать эпохи" могут убедиться в этом. Еще ничего не решено, то, что происходит сегодня, еще не стало Историей. Еще не определилось, кто из лидеров будет фигурой первого плана, кто отойдет на второй, кто канет в безвестность. Все происходит здесь и сейчас, и мы ощущаем себя участниками Великой русской революции.
"Герои его работ - представители самых разных политических взглядов, между которыми велась непримиримая идеологическая борьба, поскольку будущее страны они представляли по-разному. ...Ю.К. Арцыбушев не ставил перед собой задачу создания законченных портретов. Он преследовал другую цель - запечатлеть динамизм общественной жизни, дух и атмосферу времени"5.
P.S. Склеить "двух столетий позвонки" можно лишь собственной кровью. Еще Некрасов сказал:
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь...
Подозреваю, что это слишком высокая цена для многих. Арцыбушева она не отпугнула.
1. Вертинский А.Н. Дорогой длинною... Стихи и песни. Рассказы, зарисовки, размышления. Письма. / Сост. и подг. текста Ю. Томашевского, послесл. К. Рудницкого. М.: Правда, 1990. С. 76.
2. Тихвинская Л.И. Повседневная жизнь театральной богемы серебряного века: Кабаре и театр миниатюр в России: 1908 - 1917. М.: Молодая гвардия, 2005. С. 403 (Живая история: Повседневная жизнь человечества).
3. Цит. по: Петрушева Л.И. Рисунки художника Юрия Арцыбушева в Государственном архиве Российской Федерации // Портреты эпохи русской революции. Рисунки Юрия Арцыбушева. Из коллекции Государственного архива Российской Федерации. М.: Кучково поле, 2017. С. 33.
4. Трифонов Ю.В. Долгое прощание // Трифонов Ю.В. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1986. С. 195-196; Экштут С.А. Юрий Трифонов: Великая сила недосказанного. М.: Молодая гвардия, 2014. С. 170-171 (Жизнь замечательных людей).
5. Петрушева Л.И. Рисунки художника Юрия Арцыбушева в Государственном архиве Российской Федерации // Портреты эпохи русской революции. Рисунки Юрия Арцыбушева. Из коллекции Государственного архива Российской Федерации. М.: Кучково поле, 2017. С. 25. В этом прекрасно изданном и тщательно фундированном альбоме-каталоге опубликованы рисунки, созданные художником в 1916-1925 годах. Всего опубликовано 239 из 241 рисунка (в книгу не включены два рисунка с портретами участников проходившего в 1909 году судебного процесса по делу об убийстве депутата Государственной думы М.Я. Герценштейна). 25 рисунков акварельные, остальные выполнены карандашом, тушью или пастелью.