Охранники, протирающие поручни вагона, ковровая дорожка, лимузин - все это уже было - 17 лет назад. Разве что северокорейский лидер ехал не в шестом, а в четвертом вагоне.
...По мосту Дружбы электровоз медленно тянет состав на российскую сторону. Вагон N 6 останавливается ровно у края красной ковровой дорожки. Словно из-под земли появившийся корейский адъютант быстро протирает поручень спиртовой салфеткой. Дверь тамбура распахивается, и со ступенек бодро спускается Ким Чен Ир.
Его встречает множество российских чиновников, но двоих он знает очень хорошо - Константина Пуликовского и Андрея Карлова.
Константин Пуликовский, полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (2000-2005 гг.):
- С Андреем Карловым нас связывали близкие дружеские отношения. Еще в 2001 году обоих назначили сопровождать Ким Чен Ира в 24-дневной поездке по России. И это был редкий прецедент в дипломатии, когда посол познакомился с главой государства раньше, чем вручил ему верительные грамоты. Мы очень сдружились тогда с Ким Чен Иром. Встречались в мужской товарищеской атмосфере - попариться в бане русской, выпить после этого по кружке пива. Думаю, мало в мире людей, кто видел Кима в такой неформальной обстановке. Он нам доверял. И это тоже сплотило нас с Андреем. С его трагической гибелью многие тайны наших отношений с корейским лидером так навсегда и останутся тайнами. Но благородство, внутренняя порядочность, честность Андрея - это на все времена.
16 российских и шесть корейских вагонов сцеплены. Наши - с ребрами жесткости на боковинах, корейские - с абсолютно гладкими боковыми панелями. В офисном вагоне Кима - письменный стол, мягкие кресла, два экрана. На одном запускались художественные фильмы, на другом возникала электронная карта проплывающих за окнами территорий: климат, численность населения, экономика. Темы для долгих разговоров Ким Чен Ира с Карловым и Пуликовским, которых он почти каждый вечер приглашал в свой вагон.
Долгий гудок. Поехали!
Комсомольск-на-Амуре. 21 августа. Утро
За сутки до нашего приезда в городе юности случился большой переполох. Осмотрев приготовленный для Председателя Кима лимузин, корейцы возмутились: по лобовому стеклу тонкой паутиной тянулась трещина. Любимый руководитель никогда не сядет в эту машину! Это была, вероятно, первая проблема, которую пришлось решать в поездке Андрею Карлову. Его резюме было дипломатичным и точным: трещины быть не должно. Кинулись искать по всему городу умельцев. Наконец, нашли в затрапезной автомастерской кузовщиков, которые согласились взяться за ювелирную работу.
Пять часов колдовали над реставрацией стекла, заливая прозрачными смолами, полируя и шлифуя. При дневном свете оно выглядело прозрачным и гладким, но в ночи, при освещении, разлом едва заметно обнажался. Корейцы нервничали, совещались и сдались далеко за полночь. Первая дипломатическая победа Карлова!
Все многочисленные автомобильные поездки Ким Чен Ира по Комсомольску прошли без сучка и задоринки. А во время ужина на теплоходе "Георгий Седов" Председатель Ким неожиданно спросил: а где журналистка, которая брала у него интервью в Пхеньяне?
Ольга Мальцева, журналист:
- Поднялась суматоха, созданная в основном корейскими кинооператорами. А передо мной кинолентой пронеслись события полугодовой давности. Тогда я приехала в Пхеньян в составе делегации, возглавляемой полпредом Пуликовским. И на торжественном вечере, принявшем уже неформальный характер, мне предложили поздравить Председателя с днем рождения. Поздравила. Пожелала любви - к Корее, народу и личной, которая освещает светом всю жизнь. "До дна!" - услышала в ответ и вдруг неожиданно предложила: "Тогда на брудершафт!"
Боковым зрением выхватила лицо Андрея Карлова - довольно обыденное, будто ничего и не происходило. Еще помню тишину, когда мы продели руки для ритуала. Ким Чен Ир смотрел выжидающе. Но я уже опомнилась, улыбаясь, нашлась, показав на свою щеку для поцелуя. А потом, расхрабрившись, задала ему три вопроса для блиц-интервью...
Потом поинтересовалась у Андрея Геннадьевича: о чем в такие минуты мысли посла? Наверное, отправить журналистку куда подальше? Его ответ: театральность не люблю, искренность - ценю.
А в теплый августовский вечер на борту "Георгия Седова" Председатель Ким пригласил меня на вальс. Столкнувшись позже на палубе с Андреем Карловым, услышала сдержанный комплимент: танцуете вы хорошо.
За добрый десяток лет нашего знакомства он, несмотря на высокий статус и невероятную занятость, ни разу не отказал во встречах, был внимателен, доброжелателен, рецензировал материалы, консультировал, деятельно помогал в организации фотовыставки, посвященной визиту Ким Чен Ира на Дальний Восток, сам с интересом на ней присутствовал.
От выставки в Пхеньяне до выставки в Анкаре оставалось 13 лет...
Хабаровск. 23 августа. Утро
Жизнь подбрасывала в поездке немало форс-мажорных ситуаций в расписанный протокол. Сопровождение лидера КНДР было для Андрея Карлова обыденной дипломатической миссией. Но обыденность его работы - в ежечасном стрессе.
В Хабаровске никто не ожидал появления на улице группы корейцев в национальных костюмах. Ступив с тротуара навстречу кортежу, они кинулись бросать цветы под колеса машин. Опытные водители вслед за разгонной машиной, следовавшей первой, успели сманеврировать и уйти поворотом в сторону. На фармацевтическом заводе "Дальхимфарм" офицеры российской и корейской охраны кольцом закрыли Ким Чен Ира, когда в цехе обжига ампул загремели хлопки - как при звуке выстрелов из карабина, оказалось, с нескольких газовых горелок слетели резиновые трубки...
А посещение православного храма святителя Иннокентия Иркутского откликнулось удивительными событиями через много лет. Тогда, в августе 2002 года, в хабаровскую церковь вошли всего несколько человек: Ким Чен Ир, офицеры охраны, посол Андрей Карлов и заместитель директора Первого департамента Азии МИД Валерий Сухинин. Было видно, что северокорейский лидер впечатлен внутренним убранством, интересовался у священника отца Игоря историей прихода. Из храма вышел задумчивым. И долго стоял, глядя на золотые купола. Днем позже Ким скажет: "Мало кто понимал, почему я целый час стоял в Хабаровске в храме, слушал звон колоколов. Я просто хотел проникнуться православной верой, которая поднимается из глубин российского народа. Я уже дал команду построить такой же храм у нас в столице, в Пхеньяне".
Для Андрея Карлова возведение храма Святой Троицы в Пхеньяне станет одним из главных событий в его жизни.
Владивосток. 23 августа. 9.00
Владивостокские портовики разработали для высокого корейского гостя подробный маршрут, решив показать и перегрузочный комплекс, и контейнерный терминал. Но вмешалась погода, в торговом порту пришлось остановить все работы: штормовое Японское море рвалось на причалы, дул пронизывающий шквальный ветер, ливень не ослабевал.
Штормило и российский штаб: Андрей Карлов и Константин Пуликовский со специалистами решали, надо ли менять программу. Ведь только на протокольные согласования потребуется день! Карлов не спал третьи сутки. Решили действовать по обстоятельствам.
На портовом причале раскинули брезентовую палатку с синей непромокаемой крышей. Выбранная накануне из 12 претенденток настоящая русская красавица вызубрила приветственную речь на корейском языке и, несмотря ни на что, вышла встречать дорогого гостя в вечернем платье. Руки и обнаженные плечи девушки покрылись гусиной кожей, но она, вручая цветы, улыбалась Киму так, будто случай свел их на Гаваях. Председатель в легком костюме полувоенного образца тоже сохранял невозмутимость, однако вскоре ураганный ветер пробрал и его. Жестом он прервал директора порта Михаила Робканова, который рассказывал о специфике перевалки грузов, и предложил продолжить разговор в теплом автобусе.
Первым же вопросом гость поставил Робканова в тупик: не согласится ли тот стать начальником корейского порта Раджин? Российский специалист нашелся: будет официальное приглашение, подумаю! Впрочем, кроме шуток, вариант сотрудничества Владивостока и Раджина в морских перевозках был тогда вполне реальным проектом...
Владивосток. 23 августа. Вечер
За обедом Ким Чен Ир был особенно откровенен: короткий визит завершался. Сказал, что, изучив реформы Китая, пришел к выводу: следует ориентироваться на этот опыт, постепенно вводить элементы рыночной экономики, оставив без трансформаций политическую сферу. "Я познакомился с Россией и сделал вывод: КПСС нас подвела, а при чем здесь российский народ? Он не изменился, такой же мощный, доброжелательный, волевой. Я убедился в этом, побывав в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске, посетив оборонные заводы. В русских людях чувствуется интеллектуальная сила и духовность".
На прощание гостю подарили морской барометр, выразив надежду, что прибор всегда будет показывать "ясно". А на улице не стихал ураганный ветер, выворачивал зонты, хлестал редких прохожих холодными струями дождя. Вечером Ким Чен Иру в пригороде Владивостока предстояла встреча с Президентом России Владимиром Путиным. Часом раньше в Дом переговоров отбыл Андрей Карлов.
Станция Хасан. 24 августа. Полдень
Как признался Ким Чен Ир российскому Президенту, "я доволен поездкой на 1000 процентов!". Разумеется, в этом прежде всего заслуга принимающей стороны, где трудно переоценить роль Чрезвычайного и Полномочного посла Андрея Карлова.
Солнечным утром он прощался на пограничной станции Хасан с Ким Чен Иром. Поднимаясь в свой вагон, тот загадочно пообещал вновь вернуться. И действительно, в августе 2011 года в третий раз посетил Россию. Но своим "тысячепроцентным" впечатлением теперь не делился - может быть, потому что рядом уже не было уехавшего из Пхеньяна в Москву доверительного собеседника Андрея Геннадьевича Карлова.