17.01.2018 17:35
"Родина"

Как праздновали святки в городе Тихвин и почему церковь была против

Текст:  Эльмира Аширова (ведущая рубрики "Старости")
В Новгородской и Вологодской губерниях святки доныне называются кудесами. По словам известного исследователя русских простонародных праздников и суеверных обычаев, И. Снегирева, в русских летописях чародеи и колдуны назывались кудесниками и кабниками*, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, и кобенились как Шаманы.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Конечно, отсюда и произошло приведенное нами выше наименование святок кудесами. Кроме того, в Новгородской губернии святки известны еще под названием окрутников. Дело в том, что в этой губернии, особенно в Тихвинском уезде, существует обычай среди мужиков, преимущественно молодых людей, собираться большими партиями, со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления, и ходить по городу или деревне наряженными, заглядывая в те дома, где в знак приглашения светятся в окнах свечи. Эти из дома в дом перекочевывающие люди и слывут в народе окрутниками.

Осмотр санитарною полицией перед праздниками рынка на Сенной площади

В городе Тихвин окрутников нередко называют: то кудесниками, то куликами, то щеголями. Здесь они особенно в моде. Местное богатое купечество и зажиточное мещанство до сих пор сохраняют еще обычай старины, против которого уже в XVI веке сильно восставал архиепископ новгородский Макарий, который посылал в Тихвин и во все новгородские пятины и погосты Инока Илию для увещевания православных и обличения кудес.

Ежегодно, на святках, зажиточные граждане Тихвина не только приглашают к себе окрутников, выставляя свечи на окна, но также снаряжают для святочного поезда щеголей большую лодку, которая ставится на несколько саней и везется по улицам множеством лошадей; на последних верхом восседают окрутники. Самою лодку, украшенную разноцветными флагами, занимают святочники, т. е. переряженые представители прекрасного пола в разных личинах и нарядах. Ряженые умышленно представляют воплощенных чертей, потому что, как известно, существует суеверное убеждение, что в продолжение восьми дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и при наступлении разрушения их царства, изгоняемые, в тревоге и тоске рыскают по улицам с мрачным огненным видом, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных.

Что показала первая перепись населения в московских ночлежках

При движении вышеописанного поезда, святочники поют, играют на всевозможных, правда, незамысловатых музыкальных инструментах и, вдобавок, выкидывают разные стихотворные штуки. Понятно, что многочисленная толпа народа, особенно ребята, всюду сопровождает ряженых и дополняет смехом, говором, криком своим и без того нестройный хаос шумных звуков.

Между тем хлебосольные и жадные лишь до немудреных острот и грубоватых кривляний обыватели Тихвина радушно встречают поминутно останавливающийся поезд и, принимая в хоромах своих веселых гостей, угощают их на славу вином и до отвала подчуют отборной закуской и кушаниями. В.М. 

Всемирная Иллюстрация №1 1884 год

Орфография сохранена частично. Пунктуация - как в оригинале

Новости